Герма
АНТИЧНОСТЬ
Дипилонская амфора. 760-750 гг. до н. э. Деталь росписи
Фигурка-колокольчик из Фив. Терракота. Ок. 700 г. до н. э.
меандра, получившего впоследствии особенно ши-оокое распространение в декоративном искусстве античного мира. Горизонтальные полосы могли зключать свободные прямоугольные поля, которые художник заполнял фигурками зверей, стилизованными листьями, розетками; разнообразными зариантами крестообразных фигурок, считавшихся V многих народов древности солнечными символами. Фигурки животных в Г. с. к. отличаются условностью и стилизованностью, они подчеркнуто "лоскостны и подчинены ритму орнаментального..юра. Изображение человека на таких изделиях легка напоминает египетский канон: голова и ноги григурки оказываются написанными в профиль, горе — в фас.
Среди афинских ваз геометрического стиля особенный интерес представляют т. н. дипилонские со-\-ды. Это найденные на Дипилонском некрополе тройные вазы выше человеческого роста, которые предназначались для жертвенных возлияний, также служили надгробными памятниками на могилах благороднорожденных афинян. Дипилонс--:ие сосуды покрыты богатой росписью геометрического стиля, в которую вплетены сложные мно-'фигурные композиции. Геометрический порядок, рторый царит на всей поверхности дипилонской
амфоры, является воплощением печального обряда. Условность изображения людей связана с тем, что на такой амфоре перед взором зрителя проходят как бы тени живых фигур.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
ГЕРМА (греч. Ьегтез), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально символ бога Гермеса.
Древнейшие Г. были изготовлены из закругленного ствола, с грубо или тщательно обработанными бородатыми головами. Иногда Г. представляла собой ритуальное скульптурное изображение фаллического типа. Более поздние типы Г. были увенчаны головами без бород. Согласно Гиппарху из Афин, Г. устанавливались на дорогах из города с указанием направления и расстояний, а иногда и с расхожими изречениями. Г. принадлежали к числу почитаемых изображений. Многие частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Прак-сителя Г. стали поясными статуями и являлись не столько изображениями божества, сколько скульптурными портретами, впрочем, отмеченными известной обобщенностью. Излюбленными были так-