Искусство Древнего мира

Герма


АНТИЧНОСТЬ







Дипилонская амфора. 760-750 гг. до н. э. Деталь росписи


Фигурка-колокольчик из Фив. Терракота. Ок. 700 г. до н. э.



меандра, получившего впоследствии особенно ши-оокое распространение в декоративном искусстве античного мира. Горизонтальные полосы могли зключать свободные прямоугольные поля, кото­рые художник заполнял фигурками зверей, стили­зованными листьями, розетками; разнообразными зариантами крестообразных фигурок, считавшихся V многих народов древности солнечными символа­ми. Фигурки животных в Г. с. к. отличаются услов­ностью и стилизованностью, они подчеркнуто "лоскостны и подчинены ритму орнаментального..юра. Изображение человека на таких изделиях легка напоминает египетский канон: голова и ноги григурки оказываются написанными в профиль, горе — в фас.

Среди афинских ваз геометрического стиля осо­бенный интерес представляют т. н. дипилонские со-\-ды. Это найденные на Дипилонском некрополе тройные вазы выше человеческого роста, кото­рые предназначались для жертвенных возлияний, также служили надгробными памятниками на могилах благороднорожденных афинян. Дипилонс--:ие сосуды покрыты богатой росписью геометри­ческого стиля, в которую вплетены сложные мно-'фигурные композиции. Геометрический порядок, рторый царит на всей поверхности дипилонской


амфоры, является воплощением печального обря­да. Условность изображения людей связана с тем, что на такой амфоре перед взором зрителя прохо­дят как бы тени живых фигур.

Литература:

Блаватский В. Д. История античной расписной керами­ки. М., 1953.

ГЕРМА (греч. Ьегтез), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначаль­но символ бога Гермеса.

Древнейшие Г. были изготовлены из закруглен­ного ствола, с грубо или тщательно обработанны­ми бородатыми головами. Иногда Г. представляла собой ритуальное скульптурное изображение фаллического типа. Более поздние типы Г. были увенчаны головами без бород. Согласно Гиппарху из Афин, Г. устанавливались на дорогах из города с указанием направления и расстояний, а иногда и с расхожими изречениями. Г. принадлежали к чис­лу почитаемых изображений. Многие частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Прак-сителя Г. стали поясными статуями и являлись не столько изображениями божества, сколько скульп­турными портретами, впрочем, отмеченными из­вестной обобщенностью. Излюбленными были так-





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: