Пальметта

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА








Капитель колонны коринфского ордера. IV в. до н. э.


Дорические колонны храма Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме. 475-460 гг. до н. э.



к классической культуре, сохраняя принципиаль­ное значение О. г., не привел к их догматизации. Нередко малейшие изменения соотношений между частями ордера позволяли создавать неповтори­мую индивидуальность всего сооружения. Кроме того, О. г. могли применяться и как система стиле­вых знаков, например при оформлении стены или интерьера. Все это объясняет повсеместное по­зднейшее применение системы О. г. в различные исторические эпохи.

На основе дорического в Древнем Риме сложи­лись тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер представляет собой упрощенный вариант до­рического; композитный сочетает ионические волю­ты и коринфские капители. Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложнен­ностью антаблемента; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В искусстве Древнего Рима позднее получили распространение и многоярусные ордерные композиции; ордерное деление стены с применением полуколонн или пи­лястр; использование О. г. или их элементов в соче­тании со сводчатыми и арочными конструкциями


(см. Колизей). Уже античность являет первые при­меры теоретического осмысления О. г. (см Витрувий). Но подлинной энциклопедией ордерной системы ста­новятся впоследствии труды художников и ученых эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти).

Литература:

Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 10 т. М., 1937. Т. 1-2.

Витрувий. Десять книг об архитектуре: В 10 т. М.. 1936. Т. 1.

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.

Михайловский И. Б. Теория классических архитектур­ных форм. М., 1944.

ПАЛЬМЕТТА, орнаментальный мотив, распро­страненный в античном искусстве. Представляет собой изображение цветочной чашечки с радиаль-но расположенными веерообразными лепестками. П. изображались в виде гирлянд, соединенных между собой тонкими декоративными линиями («усиками»). Орнамент из П. стал обычным для гре­ческого искусства в VII в. до н. э. под влиянием культуры Востока. П. были очень распространены в искусстве Рима. Античные П. представляют собой




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: