Пантеон

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




лены пустоты — для облегчения ее веса. Купол поддерживают восемь мощных опор — пилонов, соединенных между собой строго продуманной сис­темой кирпичных арок. Как и несущая стена, купол выполнен из горизонтальных слоев бетона. Однако кирпичного каркаса, вопреки тому, что писали ученые XIX в., в куполе нет. Считалось также, что для прочности конструкции наружная стена П. возведена на один ярус выше внутренней, на кото­рую опирается купол. Однако, как показали рес­таврационные работы, невероятная точность ин­женерных расчетов позволила строителям П. уложить его купол непосредственно на верх бара­бана ротонды. Массив стены как снаружи, так и внутри здания искусно скрыт плитами облицовки. Наружная часть здания П. была покрыта белой штукатуркой, а купол — позолоченной бронзой.

В П. впервые поставлена и решена новая архи­тектурная задача — создание храма, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство. До его появ­ления наружный облик храма имел несравненно более важное значение, чем его интерьер. Вход в П. подчеркнут строгим портиком с двускатной


крышей. Он состоит из шестнадцати гладких коринф­ских колонн из монолитных глыб красного гранита (8 колонн по первому ряду, остальные в глубине). Фронтон портика когда-то украшали бронзовые скульптуры. Наружный вид П., отличающийся на­рочитой простотой (кроме портика, всю окруж­ность ротонды составляет глухая стена), как бы предвещает небывалую значительность архитек­турного образа храмового интерьера.

С редким чувством гармонической целостности и строгим художественным вкусом решена проблема внутреннего пространства в П. Это достигнуто благодаря продуманности и ясности архитектурной идеи и точно найденной соразмерности пропорций здания. В интерьере П. достигнуто идеальное рав­новесие между высотой (42,7 м) и диаметром со­оружения. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет полови­ну всей высоты П. Изнутри купол, представляю­щий собой полусферу и доминирующий в про­странстве, разделен пятью рядами кессонов, что создает иллюзию невесомости его каменного мас­сива. Не подавляя зрителя своей тяжестью, купол П. высится над его головой, подобно небосводу. Эта образная и композиционная идея призвана вопло­тить главный замысел П. — дома не одного, но всех божеств. Перспективно уменьшающиеся кес­соны купола, отсутствие какого-либо заполнения обширного зала создают ощущение необыкновен­ной высоты и единства внутреннего пространства. При этом пространство интерьера П. не изолиро­вано от внешнего мира. В центре купола имеется отверстие диаметром ок. 9 м, через которое про­никают солнечные лучи. Световой столб переме­щается в высоком и глубоком пространстве П. вслед за движением солнца. Тектоническое реше­ние храма необычайно ясно и логично. Круглая мощная стена, поддерживающая купол, снаружи разбита на три яруса. Два нижних из них соответ­ствуют делению стены в интерьере. Внутри храма стена состоит из двух ярусов, нижний из которых разделен семью высокими нишами, шесть из кото­рых поддерживают коринфские колонны. Некогда в этих нишах стояли изваяния богов. Колонны и пи­лястры являются опорой для антаблемента, отде­ляющего нижний ярус от верхнего. Он также вклю­чает в себя небольшие пилястры и ниши в виде глухих окон, что создает дополнительное впечат­ление легкости и невесомости при движении взгляда зрителя вверх.

Замечательной ясностью, архитектурной логикой и цельностью образа П. оказал огромное влияние на римское зодчество и искусство последующего времени. В средние века П., неоднократно подвер­гавшийся частичным переделкам, был превращен




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: