double arrow

Парфенон

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




и слоновой кости (хрисоэлефантная). Она была со­здана Фидием в 447—438 гг. до н. э. Двенадцатимет­ровая статуя богини возвышалась на невысоком по­стаменте, украшенном рельефами. Афина была изображена с богиней победы Никой на правой руке, опорой которой служила колонна. Роскош­ный наряд, шлем, щит и эгида (нагрудник), укра­шенная в центре маской Медузы горгоны, прида­вали статуе небывалую торжественность. Лицо, руки и маска богини были выполнены из слоновой кости; одежда и оружие — из золота. В глаза были вставлены драгоценные камни. Все части статуи украшены изображением мифологических сцен. Из­вестно, что в рельефе на щите Афины Фидий


изобразил себя в образе легендарного архитектора и скульптора Дедала, а Перикла — в облике афинского героя Тесея. В V в. н. э. статуя Афины была увезена в Константинополь, где спустя сто­летие погибла во время пожара.

С запада к святилищу примыкала сокровищни­ца, где хранилась казна Афинского морского союза и городской архив. Одновременно это помещение служило комнатой жриц Афины, где девушки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар богине. Все скульптурные укра­шения П., кроме статуи Афины, были выполнены учениками Фидия, но под руководством мастера. Имена некоторых из них сохранились в истории. Предполагается, что сам Фидий создал общую композицию ансамбля и, возможно, сделал рисун­ки, по которым работали мастера. Фриз фасада был украшен 92 метопами с изображениями битв греков с кентаврами, схватки афинских героев с амазонками, борьбы олимпийских богов и гиган­тов. Метопы также содержали отдельные сцены из Троянской войны и жизни Эрихтония, сына бога Гефеста и легендарного царя Афин. Тема восточно­го фронтона храма — миф о рождении Афины из головы громовержца Зевса; западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. До настоящего времени сохранились лишь метопы южной стороны.

В скульптурах П. воплощена эстетическая про­грамма Перикла: «Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности». Творе­ния Фидия воспитывали сознание греков в не меньшей степени, чем трагический театр.

И отличался исключительной соразмерностью частей, органичным синтезом дорического и иони­ческого ордеров, величием и глубокой человечнос­тью архитектурных и скульптурных образов. Со­вершенные пропорции храма, точный расчет его масштабов по отношению к холму Акрополя дела­ют П. шедевром греческого зодчества. Все линии храма представляются идеально правильными. Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. Прямая линия основания, на котором возве­ден храм, так же как линия архитрава, в действи­тельности слегка изогнута, т. к. идеальная прямая линия производила бы оптическое впечатление вогнутой. Поэтому подиум и ступени, ведущие к основанию здания, строители сделали в центре выше на 10 см, чем по краям. По этим же сообра­жениям угловые колонны П. более массивны и ближе подвинуты к соседним, чем центральные, иначе при дневном освещении они показались бы слишком тонкими. Кроме того, колонны слегка на­клонены к центру здания, хотя и кажутся строго вертикальными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: