Помпейский стиль

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены. Особенно выразительна сцена с кры­латой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонив­шейся девушкой. В той же группе выделяется фигу­ра танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале.

В колорите фрески проявился тонкий вкус деко­ратора: желтые и зеленые тона органично сочета­ются с пурпурными, сиреневыми и черно-лиловы­ми. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на взаимодействии выразительных силуэтов на плос­кости. Подобный подход к живописи, когда про­странственные элементы оказываются в зависимо­сти от плоскости стены, — примечательная веха в развитии античных росписей. Такой же тип жи­вописного решения применен в «Альдобрандинской свадьбе» — фреске в доме Ливии на Палатине в Риме; в росписях виллы Боскореале и многих помпейских домов.


Отличительной чертой второго стиля являются изображения садовых и городских ландшафтов, со­четающихся с несколько гротескно написанными фигурами, выполненными в свободной, эскизной манере. В большинстве случаев в такой пейзаж вхо­дят и изображения архитектурных построек. Про­думанной красотой композиции отличается натюр­морт, написанный на стене дома в Геркулануме. Искусно изображенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками и отличается светлым и гармоничным колоритом. Росписи второ­го стиля — свидетельство блестящего расцвета декоративного искусства Рима.

Третий П. с. полностью соответствует официозно-парадному и несколько холодному искусству пери­ода правления Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими, изящными орнаментальными мотивами. Среди них преобладают очень тонкие и нарядные колонны, напоминающие металлические канделябры, поче­му третий стиль называют иногда не только орна­ментальным, но также и канделябрным. Иногда в обрамлении этой изысканной архитектурной де­корации в центре стены размещались небольшие композиции мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в Доме столетней годовщины (Доме юбилея) и в Доме Лукреция Фронтина. К этому времени в со­став Римской империи был включен Египет, и ин­терес к его искусству нашел отражение в том, что орнаменты третьего П. с. нередко содержат египет­ские орнаментальные мотивы. Помимо мифологи­ческих картин, в композицию орнаментов также вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены. Для этого стиля характерны написанные на светлом фоне гирлянды из цветов и листьев. Тре­тий стиль помпейской росписи, давший блестящие решения декорации стен, был предметом подража­ния в европейском искусстве XVIII и начала XIX в. (в частности, в орнаментах стиля ампир наполео­новской эпохи).

Росписи четвертого стиля, относящиеся ко вто­рой половине I в., свидетельствуют об очередных изменениях в эстетике римских росписей. Орна­ментальная часть фресок приобретает характер фантастических архитектурных композиций. Сю­жетные картины, расположенные на центральных частях стен, имеют ярко динамический характер и написаны с учетом пространственной перспективы. Темами росписей по-прежнему остаются мифологи­ческие эпизоды. Множество неравномерно освещен­ных фигур изображены в стремительном движе­нии, парении, танце, что усиливает впечатление пространственности. Особенно высоким мастерством




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: