Помпейский стиль. перспективный (80-30 гг. до н


АНТИЧНОСТЬ



перспективный (80-30 гг. до н. э.); орнаментальный (первая половина I в. н. э.); четвертый стиль (фанта­зийный). Эти стили, связанные с определенными историческими периодами, были установлены и описаны искусствознанием в конце XIX в.

Первый и второй стили развиваются в эпоху Римской республики. Первый, или инкрустацион-ный, стиль представляет собой подражание клад­ке стены из цветного мрамора. Отдельные камен­ные плиты, карниз и пилястры изображены на оштукатуренной поверхности стен при помощи ре­льефа. Цвета росписей инкрустационного стиля от­личаются глубиной и чистотой тона. Преобладает гамма теплых цветов (темно-красный, желтый), а также черный и белый. Для такой росписи тща­тельно подготавливалась штукатурка, на которую наносились краски в несколько слоев, причем каж­дый последующий был более тонким, и поверх­ность становилась все более гладкой. Первый стиль представлен в Помпеях росписями знаменитого дома Фавна. Такой тип росписи был заимствован римскими мастерами у греков.

Росписи второго, или архитектурного, стиля, в отличие от плоскостного первого, имеют более объемный характер. Те же архитектурные детали — карнизы, колонны с капителями, пилястры — изоб­ражались с иллюзорной точностью. В средней части стены помещались изображения портиков, бесе­док, ниш, причем написаны они были в перспекти­ве, с применением светотени. Тем самым создава­лась иллюзия широкого пространства; реальные стены как бы раздвигались, их границы исчезали в затейливом чередовании действительных и уме­ло имитированных архитектурных деталей. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными многофигурными сценами. Сюжеты та­ких картин, как правило, были взяты из мифоло­гии, но иногда они представляли собой и жанрово-бытовые композиции. Нередко росписи второго стиля являлись копиями произведений греческих живописцев IV в. до н. э.

Стенные росписи были обязательной частью де­кора в богатых жилых домах и виллах Помпеев.

Особой художественной значительностью отме­чены фрески т. н. Виллы мистерий в Помпеях, сыг­равшие немалую роль в развитии античной стен­ной живописи. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фрескозой роспи­сью; архитектурной декорации при этом отведено относительно незначительное место в верхней и нижней частях стены. Развернутая на стенах ком­позиция представляет сцены таинств, связанных с культом Диониса, бога вина и освобождающего экстаза. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы,


Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. лс -:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: