Пракситель

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА









Пракситель. Афродита Книдская.

Мраморная римская копия.

Ок. 350 г. до н. э. Лувр


Пракситель. Отдыхающий сатир. Римская копия. Ок. 350 г. до н. э.


Пракситель. Гермес. 340 г. до н. э.



в мраморе, известны по античным копиям и описа­ниям древних авторов, которые упоминают около 40 его работ.

П. — современник великого мастера Скопаса, но при этом его творчество резко отличается по ха­рактеру и тематике от экспрессивных, полных драматизма творений Скопаса. П. воспевает радость бытия и чувственную красоту человеческого тела. Древние писатели и историки с восхищением от­зывались о произведениях П. Наибольшей извест­ностью пользовалась статуя Афродиты, которую мастер исполнил для храма на острове Книд. Эта статуя считается первым изображением обнажен­ной богини в греческом искусстве. Плиний утверж­дает, что П. одновременно изготовил и продал две статуи Афродиты, но одна из них была «покрыта одеждой», и ее, признав «серьезной и скромной», предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. «Отвергнутую ими купили книдяне, и слава ее была неизмеримо выше».

По некоторым версиям, скульптору позировала его возлюбленная — красавица Фрина. С течением вре­мени скульптура Афродиты Книдской послужила


ооразцом для многих статуи и воспринималась как абсолютный идеал женской красоты.

В ранних работах («Сатир, наливающий вино», ок 375 г. до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета с его знаменитым каноном. В созданных П. образах богинь и богов преобладает созерца­тельное настроение и лирико-поэтическая трак­товка темы. Единственное произведение П., сохра­нившееся в оригинале, — статуя Гермеса, вестника богов Олимпа, найденная в XIX в. в Олимпии среди руин храма Геры. Она представляет собой одну из поздних работ скульптора и относится к 330 г. до к а Гермес изображен держащим на руках младенца Диониса, которого Зевс приказал передать на вос­питание нимфам. В образе прекрасного юноши со­вершенно отсутствует воинственная мужествен­ность и героическая энергия; напротив, это одно из редких в греческом искусстве мужских изображе­ний, исполненных мягкой созерцательности, изяще­ства и одухотворенности. Можно говорить о трактов­ке традиционного мифологического образа в духе определенной интимности и лиризма. П. был выдаю­щимся мастером светотени, позволяющей придать




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: