ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Пракситель. Афродита Книдская.
Мраморная римская копия.
Ок. 350 г. до н. э. Лувр
Пракситель. Отдыхающий сатир. Римская копия. Ок. 350 г. до н. э.
Пракситель. Гермес. 340 г. до н. э.
в мраморе, известны по античным копиям и описаниям древних авторов, которые упоминают около 40 его работ.
П. — современник великого мастера Скопаса, но при этом его творчество резко отличается по характеру и тематике от экспрессивных, полных драматизма творений Скопаса. П. воспевает радость бытия и чувственную красоту человеческого тела. Древние писатели и историки с восхищением отзывались о произведениях П. Наибольшей известностью пользовалась статуя Афродиты, которую мастер исполнил для храма на острове Книд. Эта статуя считается первым изображением обнаженной богини в греческом искусстве. Плиний утверждает, что П. одновременно изготовил и продал две статуи Афродиты, но одна из них была «покрыта одеждой», и ее, признав «серьезной и скромной», предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. «Отвергнутую ими купили книдяне, и слава ее была неизмеримо выше».
|
|
По некоторым версиям, скульптору позировала его возлюбленная — красавица Фрина. С течением времени скульптура Афродиты Книдской послужила
ооразцом для многих статуи и воспринималась как абсолютный идеал женской красоты.
В ранних работах («Сатир, наливающий вино», ок 375 г. до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета с его знаменитым каноном. В созданных П. образах богинь и богов преобладает созерцательное настроение и лирико-поэтическая трактовка темы. Единственное произведение П., сохранившееся в оригинале, — статуя Гермеса, вестника богов Олимпа, найденная в XIX в. в Олимпии среди руин храма Геры. Она представляет собой одну из поздних работ скульптора и относится к 330 г. до к а Гермес изображен держащим на руках младенца Диониса, которого Зевс приказал передать на воспитание нимфам. В образе прекрасного юноши совершенно отсутствует воинственная мужественность и героическая энергия; напротив, это одно из редких в греческом искусстве мужских изображений, исполненных мягкой созерцательности, изящества и одухотворенности. Можно говорить о трактовке традиционного мифологического образа в духе определенной интимности и лиризма. П. был выдающимся мастером светотени, позволяющей придать