double arrow

Античность. Римской империи искусство

Римской империи искусство




 
 


Саркофаг Людовизи. Рельеф с изображением битвы римлян с варварами. III в. н. э.

История Иова. Мозаика Южной церкви в Аквилее. До 315 г. н. э.

му имеет два названия. Выдающимся памятником архитектуры поздней империи была трехпролет-ная арка Септимия Севера на Римском форуме (203 г.) и гигантские, роскошно декорированные термы императора Каракаллы.

План их подчинен строгой симметрии; помеще­ния расположены по линии продольной оси. Цент­ральная купольная ротонда лишь немногим усту­пала по величине Пантеону. Термы были обильно украшены скульптурой, в прилегающем парке на­ходились библиотеки, залы для гимнастики и для занятий музыкой.

В позднеримской скульптуре, в том числе порт­ретах, угасает интерес к достоверной передаче те-


лесного облика человека: внешние черты изобра­жаются все более схематично, а в конце III—IV а н. э. застывшее лицо резко контрастирует с выра­зительным взглядом широко открытых глаз. Эле­менты условности и стилизации в скульптуре. в том числе в историческом рельефе, иногда явля­ются результатом усилившегося влияния искусства восточных провинций. Последний кратковременный подъем римского скульптурного портрета прихо­дится на эпоху Северов, время, когда был создан бюст императора Каракаллы — вершина римского портретного реализма. В искусство вновь возвра­щается та жесткая и беспощадная достоверность, что была типична для портрета времен республи­ки, но теперь эта манера сочетается с тонким пси­хологизмом, достигнутым в предыдущую эпоху, в период Антонинов. Ко времени правления т. н. сол­датских императоров стиль римского портрета стремительно меняется. Образы становятся менее целостными; мастеров зачастую привлекает ско­рее образ грубой силы, а не глубина индивидуаль­ности (портреты Максимина Фракса: Филиппа Аравитянина).

Черты угасания самобытности проявляются и в ре­льефе. Здесь также утрачивается естественность и целостность композиции, появляется застылость и схематизация. IV в. еще сохраняет традицию созда­ния колоссальных статуй и бюстов обожествленных императоров. По-прежнему создаются изысканные и виртуозные по исполнению работы. Среди худо­жественных изделий Ш-1У вв. выделяются порт­ретные миниатюры на золотой фольге, помещен­ные между двумя слоями стекла; мраморные саркофаги с сюжетными рельефами. Но художе­ственная культура поздней Империи уже вынуждена иметь дело не с одной, а с двумя соперничающими историческими силами. Все большее распростране­ние в искусстве Ш а н а получает христианская те­матика, а с IV в н а христианство уже имеет в Риме статус официальной религии. Его образный мир резко отличается от римского искусства, и разви­тие его фактически принадлежит уже другой эпо­хе, Средневековью. Но на начальных этапах хрис­тианское искусство заимствует некоторые мотивы и образы у римской культуры. Нередко традици­онные античные мотивы получают совершенно но­вое и символическое истолкование. С христианским культом связаны и замечательные живописные па­мятники, особняком стоящие в истории римской культуры. Это росписи катакомб, стиль которых на протяжении II—IV вв. н. э. эволюционировал в сторону все большей плоскостности и графичнос-ти. Строительство христианских храмов началось только с IV в., но основные зодческие принципы их были унаследованы от римской архитектуры Это






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: