double arrow

Эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов. Греция в эллинистический период


Города. В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора. Это так называемая система Гипподама,архитектора V в. до Р. Х. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса.

Религия. В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.

Религия и культура эллинистического периода.

Александр, используя наследие восточной и греко-македонской традиций, обожествил себя и перенес столицу державы в Вавилон. Греция же превратилась в периферию политической жизни и, оставаясь источником культурного и частью религиозного воздействия на эллинистический мир, окончательно прекратила свое существование как политический центр Средиземноморья.




Александр централизовал выпуск золотой и серебряной монеты, теперь чеканившейся в больших количествах по образцу афинской монетной системы. Произошло глобальное перераспределение материальных ценностей: сокровища, находившиеся во владении восточных правителей и покоившиеся на Востоке мертвым грузом, были пущены в активный торговый оборот.

Создание великой державы. В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.

Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один – по суше, другой – по морю. Поход завершился к 324 г.

В 327 г. начался заключительный этап похода.Александр вторгся в Пенджаб, на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царем Пором. Формально Александр его победил и заключил мир, но он дался дорогой ценой. Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток: ему казалось, что войско быстро пересечет Индию, выйдя к мировому океану, и вся ойкумена, по представлениям античного человека, окажется под властью Македонии.Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: в его среде возникло недовольство царем, и воины заставили Александра повернуть назад.



Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. «Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют». Так распространялись и укреплялись царские культы – стержень власти правителей, имевших соответствующие эпитеты Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Кто является, как бог).

В эпоху эллинизма (III-I вв.) происходило смешение традиционных греческих культов с восточными, экзотическими. Особенным престижем пользовался у греков Египет, в частности, мистерии Исиды, отождествленной с Деметрой. Такого рода соотнесения египетских божеств с греческими встречались часто: Амон – Зевс, Осирис – Дионис, Тот – Гермес.



С Египтом связано возникновение герметизма, новой формы религиозно-философского сознания. Герметизм – учение тайны, предлагавшее путь духовных озарений, а не рационалистических рассуждений о мире (в Новое время им воспользуются масоны).

Герметизм дал магическим действиям философскую основу, оправдывавшую распространение оккультных наук. Особой популярностью пользовались астрологияи алхимия. Астрология – учение, согласно которому движение планет оказывало влияние на судьбы людей. Астрология по своей популярности в эллинистическую эпоху затмила астрономию и препятствовала серьезному развитию науки.

Алхимики преследовали найти рецепт превращения металлов в золото и серебро. Символом алхимии стала погибающая и возрождающаяся из пепла птица Феникс – прообраз знаменитой идеи философского камня, способного превращать простые металлы в драгоценные. Алхимия, как и астрология, прямого отношения к науке не имела, потому что эмпирические опыты для алхимиков являлись следствием собственного философского учения о мире. Алхимики, как и натурфилософы, еще не ставили перед собой задачи рационалистически исследовать природу.

Появление алхимии и астрологии отражало динамичность и противоречивость эпохи, когда мирно могли соседствовать значительные достижения в науке и наукообразные оккультные учения, одинаково серьезно воспринимавшиеся людьми эллинистического времени.

Философия. Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев. Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 – ок. 262). Помимо особенного видения мироздания, учение стоиков касалось проблем внешнего поведения человека. Независимо от социального положения, все люди духовно равны из-за причастности божеству, мировому логосу, поэтому для человека, стремящегося к добродетели, идеал должен состоять в соответствии природе. Путь к счастью преграждают аффекты, человеческие чувства. Избавиться от них можно лишь посредством аскезы, совершенного бесстрастия, апатии. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Дух Востока действительно мог оказать влияние на греков.

Основоположником другого учения стал Эпикур, живший в то же время, что и Зенон. и написавший «Трактат о природе». Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. По Эпикуру, все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья.

И стоики, и эпикурейцы рассматривали земную жизнь как прелюдию к будущей, поскольку смерть для добродетельного человека, по их мнению, не являлась абсолютным концом.

Наука. Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов. Развивалась математика, Эвклидсоздал знаменитые «Начала», лежащие в основе позднейших представлений европейцев о геометрии. Архимед, какое-то время работавший в Мусейоне, заложил основы рациональной механики и гидростатики, изобрел особый тип рычага и знаменитый винт для подъема воды при искусственном орошении. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана. В области астрономии возникли гелиоцентрическая (Аристарх с Самоса) и геоцентрическая (Гиппарх из Никеи) системы. Идея Аристарха о том, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него, легла в основу теории Коперника.

Наука еще была ограничена условиями времени, поскольку не существова­ло удобных арабских обозначений чисел, точных инструментов наблюдения и т. п. Но расцвет науки стал в то же время и предельной точкой ее развития, посколь­ку в этой области римляне так и не сравнялись с греками. Европа вплоть до эпохи Воз­рож­де­ния будет жить за счет научного багажа, приобретенного в период эллинизма.

Военная техника. В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями, с дальнобойностью до 350 м. Появились модернизированные виды осадных башен (гелепол).

Литература. В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих, что неизбежно вело к развитию придворной литературы, преисполненной лестью. Получила распространение лирика ухода от действительности. Источником буколического жанра была народная поэзия. Пользовалась популярностью и поэзия путешествий в экзотические страны. Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.

Шел лихорадочный поиск нового, когда поэзия освобождалась от музыкального сопровождения и в ней особое внимание уделялось метрике.Распространилась «поэзия малых форм» – эклоги и эпиграммы. Стремление передать чувства отдельных людей способствовало развитию любовной поэзии, в которой изобретались разные символические образы: амуры, стрелы, сердца, цепи и т. д., и т. п., – оригинальные в эллинистическую эпоху, но баналь­ные в последующее время.

Изменилась и читающая публика: образованность распространилась среди богатых и знатных слоев общества, в связи с чем возникла и утонченно изысканная поэзия «для меньшинства», как это ни парадоксально, пришедшаяся по вкусу многим.

Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков), где учеными систематизировались труды предшествующих античных авторов. Именно в Александрии (примерно II в. до Р. Х.) был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта (перевод 70 толковников).

Искусство.В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, – прямой путь к упадку настоящего мастерства.

В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел поиск новых форм. Бесконечное брожение Азии нашло выражение в патетических сюжетах. Символом эллинизма стала Ника из храма в Самофракии.Большую известность получил алтарь Зевса в Пергаме. На нем изображена борьба богов и гигантов – гигантомахия. Сложность композиции, экспрессия, боязнь пустого пространства, тела борющихся переплелись в один громадный вытянувшийся клубок, в котором исчезли классические простота и ясность.

Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезненному, старческому, уродливому, варварскому. Суть нового искусства– изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Однако до настоящего реализма как художественного направления в культуре еще далеко: искусство слишком поверхностно и этнографично.

В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художественной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существенных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма.

В 323 г. Александр неожиданно занемог и вскоре скончался в возрасте 33 лет. У Александра не оказалось взрослых наследников, поэтому после кончины правителя разгорелись ожесточенные споры о власти среди его ближайших сподвижников (диадохов), собравшихся в сирийском городе Трипарадисе (321) и разделивших империю Александра. Военачальник Птолемей Лаг получил Египет, наместник Македонии Антипатр и его сын Кассандр – Македонию и Грецию, наместник Малой Азии Антигон, прозванный Одноглазым, – Малую Азию, телохранитель царя Селевк Никатор (Победитель) – Месопотамию, а другой телохранитель Александра Лисимах – Фракию, Пропонтиду и часть Малой Азии. Сподвижники Александра были людьми жестокими и беспринципными, не брезговавшими любыми средствами в борьбе за власть, которая после передела в Трипарадисе разгорелась с еще большей силой.

В ходе войн, в основном завершившихся к началу 70-х гг. III в. до Р. Х., погибли и умерли все, кто мог претендовать на единоличную власть в огромной державе Александра, которая к этому времени окончательно распалась на отдельные части. Наиболее крупными из них были государства Птолемеев, Селевкидов, Македонское царство и ряд государственных образований, находившихся в Малой Азии, в частности, Пергам и Понт. Началась эпоха эллинизма(III–I вв. до Р. Х.).

Эллинизм – это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык – койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык – арамейский.

Держава Птолемеев.Держава Птолемеев охватывала Египет и области, примыкавшие к нему с юга (Нубия, современная Эфиопия), с северо-запада (Киренаика, территория близ греческой Кирены, древняя Ливия), а также Синай, Палестину, Финикию, Южную Сирию (Келесирию), районы южной и юго-западной Малой Азии.

Основателем державы, называемой еще государством Лагидов, стал военачальник Александра Птолемей Лаг, имя которого в дальнейшем присваивалось всем последующим династам – Птолемей II, III и т. д. Лагиды контролировали часть Восточного Средиземноморья и остров Кипр, ведя в этом регионе активную торговлю. Египетские и не египетские территории сильно различались, поэтому политика Птолемеев в Египте и вне его была неодинаковой. В Египте сохранялась номовая система, существовавшая с древнейших времен, которую Птолемеи менять не стали. Но теперь номы дробились на более мелкие административные единицы, и в них правил не номарх, а стратег. На территории вне Северной Африки сохранялось местное самоуправление.

По структуре держава Птолемеев являлась сочетанием разных государственных систем: с одной стороны, восточной деспотии, с другой – полисного строя. На территории Египта, кроме Александрии, имелось еще два крупных греческих города: Навкратис, существовавший с архаической эпохи, и Птолемаида, основанная Птолемеями на юге. История государства Лагидов стала историей постепенного отпадения от Египта неегипетских областей: к концу эллинистического периода, к I в. до Р. Х., держава охватывала собственно египетскую территорию, прекратив свое существование к 30 г. до Р. Х., став римской провинцией. Формально 30-й год принято считать концом эллинистического мира.







Сейчас читают про: