Египет в период Раннего, Древнего и Среднего царств

Царь Телепин (XVI-XV вв.) утвердил указом строгую систему престолона­следия.Он предоставил преимущественные права родным сыновь­ям царя. Лишь в случае их отсутствия или преждевременной смерти престол переходил к «сыновьям второго ранга» (т. е. усы­новленным племянникам по женской линии) и в самом крайнем случае к зятьям царя. Одновременно царь брал на себя обяза­тельство никого не казнить и не производить конфискации иму­щества казненных без ведома тулии и панкуса.Отсюда мы видим, что хеттская монархия не была деспотией и хеттские цари никогда не имели такой неограниченной власти, как египетские фараоны или властители Шумера, Аккада и Вавилона.

Столицей начиная с XVII в. до н. э. стала Хаттуса.

Лабарна объединил под своей властью почти всю восточ­ную половину Малой Азии и вплотную приблизился к побережью Черного моря на севере и Средиземного моря на юге. Однако ни одной гаванью он не овладел и флота не создал. До самого конца своего существования Хеттское царство оставалось конти­нентальной державой.

Древнее царство. Время Анитты и его преемников (XVIII-XVI вв. до н. э.) носит название Древнего царства.

Наиболее выдающимся представителем династии Лабарны был царь-завоеватель Мурсили. Мурсили захватил Хальпу (современный Алеппо), являю­щуюся узловым стратегическим и экономическим центром север­ной Сирии, и затем разгромил и предал грабежу Вавилон (1595). Однако эти успехи были непроч­ными. В Хеттском царстве про­исходили неоднократные смуты, и цари не были в состоянии на­ладить централизованное уп­равление. Даже систему престолонаследия по мужской линии им удалось установить далеко не сразу. Долгое время сохранялась старинная матрилинейная си­стема. Престолом распоряжалась старшая сестра царя, которая стремилась выдвинуть в качестве наследника своего сына. Цари не желали оказывать предпочтения племянникам в ущерб своим сыновьям, и это приводило к бурным столкновениям.

Надо также учитывать, что хеттские цари не были столь могущественными, как египетские фараоны. По важнейшим вопро­сам они должны были совещаться с тулией (советом старейшин), а иногда даже обращаться к панкусу (собранию воинов).

Да и хеттская знать (главным образом многочисленные царские родственники и свойственники) не особенно считалась с центральной властью.

После длительных междоусобиц и частых дворцовых пере­воротов к концу XVI в. до н. э. были проведены некоторые ре­формы, свидетельствующие о достижении известного компро­мисса в правящих кругах.

Среднее и Новое царство. После краткого переходного периода Среднего царства (XV в. до н. э.), характеризующегося значительной децентрализацией государства и уменьшением тер­ритории в результате неудачных войн, начинается период Нового царства (XIV–XIII вв. до н. э.). Центральная власть значительно усиливается. Увеличиваются царские домены, разбросанные в разных частях страны. Они управляются специальными конторами («каменными домами») и поглощают ряд сельских общин. Рядо­вые общинники утрачивают право распоряжаться своими наде­лами и не могут даже оставлять их в наследство своим сыновьям.

Значительные территории общинных земель переходят так­же в руки частных собственников (отличившихся воинов или жре­цов), свободно пускающих свои участки в оборот. Рядовые об­щинники разоряются, утрачивают свои былые права и частично даже попадают в долговое рабство.

Таким образом, процесс имущественной дифференциации в хеттском обществе заходил достаточно далеко. Хеттские законы, относящиеся ко времени Нового царства, закрепляли юридически социальное неравенство.

Буржуазные историки очень часто прославляют исключи­тельную гуманность, свойственную якобы хеттским законодателям. Они указывают, что почти за любое преступление виновные ка­раются натуральным или денежным штрафом.

Убийца в Хеттском царстве мог отделаться тем, что хоронил убитого за свой счет и отдавал его родным четырех людей (ра­бов или членов своей семьи). Так же мог откупиться вор, поджи­гатель, буян, изувечивший кого-либо в драке.

Расцвет и падение Хеттской державы. Хеттская держава была внутренне непрочной. Она не имела единой экономической базы, и для поддержания ее временной мощи требовались все новые и новые походы.

При царе Суппилулиуме – современнике фараона-рефор­матора Эхнатона – она достигает наивысшего расцвета. Воспользовавшись ослаблением Египетского царства, касситского Вавилона, государства Митанни, Суппилулиума наращивает военную мощь Хеттского царства и проникает на Средиземноморное побережье вплоть до устья Иордана. При втором приемнике Суппилулиумы – царе Мурсили II (ок. 1340г. – 1305 г. до Р.Х.) большая часть Малой Азии перешла во власть хеттов.

Египет, укрепив свое военно-политическое могущество при Рамсесе II (исход евреев из Египта), начал серию войн за возвращение областей Восточного Средиземноморья, но в 1296 г. до Р.Х. при Кадеше египетская армия потерпела поражение от хеттов. Вскоре в Хеттском царстве осложнилась политическая обстановка, к тому же на юго-восточных границах стала усиливаться Ассирия. Это послужило сближению между Хеттским царством и Египтом, вследствие чего Хаттусили III должен был спешно заключить мирный договор в 1280 г. до Р.Х. с египет­ским фараоном Рамсесом II ( Палестина, большая часть Финикийского побережья и Южная Сирия остались за Египтом, а Северная Сирия отошла хеттам), так как опасался, что ассирийские войска ударят ему в тыл. Одновременно он пытался восстановить против Ассирии Вавилонию, с которой был заключен союзный договор. Но это не помогло.

Ассирийские войска нанесли хеттам жестокие удары. Боль­шая часть владений на востоке была утрачена. Зато преемники Хаттусили III вознаградили себя на западе, где несколько раз доходили до Эгейского моря и даже подчинили себе Трою, про­славленную в гомеровских поэмах. Однако эти последние успехи были непрочными. С запада надвигались на Хеттское царство «народы моря», среди которых были греческие племена (ахейцы) и этруски (турша). Около 1190 г. до н. э. они разгромили Хеттскую державу, и она навсегда прекратила свое существование.

Хеттская культура. Хетты сыграли значительную роль в передаче восточных сюжетов грекам. Хеттские сфинксы, имеющие (в отличие от египет­ских) женские лица, повлияли на образ греческого сфинкса (полуженщины-полульва). Таким образом, хетты, даже сходя с исторической арены, успели проявить себя как посредники между восточным и греческим миром.

Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно, – дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали имено­вать греческим термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве «связующего единства», тяготело несколько десятков поселений. Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических адми­нистраторов, правителей нома. В отличие от Двуречья, жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачли­вых из них.

Создание единого государства. Более прочное объединение страны согласно традиции осуществил царь Верхнего Египта Ме­нес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н. э. и основавший I династию объединенной страны. Столицей стал г. Абидос. Период правления первых двух династий носит название Раннего царства (ок. 3000-2800 гг. до н. э.). Перед нами раннее техногенное общество, ко­торое характеризуется следующими тремя признаками: в одних че­ловеческих руках сосредоточились духовное руководство общества, политическая и экономическая власть. Египтяне начали с того, к чему шумеры шли около 600 лет. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Царь был важнее любого жреца по той причине, что он с самого начала отождествлялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил себя гораздо позже.

В центре жизни египтян – храмы, где отправлялся культ пред­ков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адми­нистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархичес-ко-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны 1-й и 2-й династий, начиная с легендар­ного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожеств­ленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: