Задания для самостоятельной работы
Промежуточная аттестация (итоговая аттестация студента по дисциплине)
Методические указания студентам и преподавателям
Дисциплины
Материально-техническое и информационное обеспечение
Рекомендуемая
Литература
Учебно-методическое обеспечение
Основная
Зеленов Л.А. История и философия науки: [электронный ресурс] учеб. пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 472 с.
Дополнительная
Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. М., 1960. Т. I, II.
Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003.
Длусский Г.М. История и методология биологии. М.: Анабасиз, 2006.
История биологии с древнейших времен до начала XX века / Под ред. С.Р. Микулинского. М.: Наука, 1972.
Материально-технические средства обучения и информационные ресурсы, используемые в учебном процессе:
· Планшетный ноутбук и мультимедийные проекторы;
· текст лекций в формате MS WORD;
Многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «История и методология биологии» (ведется мною с 1997 года) показал, что в исторической части дисциплины наибольшие затруднения студентов связаны, во-первых, с попытками последовательного и логического изложения материала и, во-вторых, с причинным объяснением возникновения тех или иных парадигм, способов мышления, концепций и т.д. В связи с этим, настоятельно рекомендую придерживаться следующего плана изложения учебного материала (подготовки ответа).
1. Определение временных рамок рассматриваемого исторического периода.
2. Описание социально-экономических и политических условий.
3. Описание философских и естественнонаучных концепций, составляющих интеллектуальный фон в данный период.
4. Перечисление и описание наиболее важных биологических открытий (концепций), их гносеологические корни и последствия для дальнейшего развития науки.
В методологической части студенты испытывают затруднения при изучении законов формальной логики и методов ведения научной дискуссии.
В качестве промежуточной аттестации (итоговой аттестации студента по дисциплине) предусмотрен зачет.
№ | Тема | Задание | Литература |
Развитие науки как целостный процесс | Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. | История биологии…, 1972; Длусский, 2006 | |
Особенности мышления и биологические представления первобытного человека | История биологии…, 1972; | ||
Возникновение науки | История биологии…, 1972 | ||
Наука рабовладельческого строя | Лункевич, 1960; История биологии…, 1972 | ||
Наука средних веков | |||
Наука эпохи Возрождения | |||
Наука раннебуржуазного общества | |||
Наука зрелого буржуазного общества | |||
Научное познание: эмпирический уровень | 1. Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. 2. Проанализировав протокол эксперимента (наблюдения)* найти ошибки в методике его постановки. Проинтерпретировать результаты. Предложить правильную технологию эксперимента (наблюдения). | Юсуфов, 2003 | |
Научное познание: теоретический уровень. | 1. Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. 2. Проанализировав фрагмент научного текста (образец умозаключения)*, найти логические ошибки. | Юсуфов, 2003 |
* Выдается преподавателем.
1. История биологии как наука. Предмет истории биологии.
2. Формы развития науки и структура процесса познания. Понятия эволюции, революции, научной формации.
3. Источники и условия развития науки. Роль общества в управлении наукой.
4. Особенности мышления первобытного человека. Знания о живой природе в первобытном обществе.
5. Проблема возникновения науки.
6. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах.
7. Социально-политические условия, основные научные парадигмы и знания о живой природе в античности.
8. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.
9. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.
10. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в раннебуржуазных государствах XVII – XVIII вв.
11. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в эпоху зрелого буржуазного общества (XIX в.).
12. Особенности развития биологии в XX веке.
13. Природа научного познания. Понятия методики и методологии. Базовые принципы научной методологии.
14. Эмпирический уровень научного познания, его сущность и структура. Методы эмпирического исследования. Проблема научного факта.
15. Теоретический уровень научного познания, его сущность и структура.
16. Формы логического познания. Основные логические процессы.
17. Научное понятие, его структура, свойства и функции. Операции с понятиями.
18. Научный термин. Принципы, регулирующие употребление научных терминов. Определение. Требования, предъявляемые к определению.
19. Законы формальной логики. Типические нарушения законов логики.
20. Методика ведения научной дискуссии.
21. Теоретические основания биологии. Понятие научной парадигмы.
22. Проблема, гипотеза и теория как формы научного познания.
23. Критерии научности. Развитие критериев научности от античности до наших дней.