Перечень вопросов к зачету. Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

Промежуточная аттестация (итоговая аттестация студента по дисциплине)

Методические указания студентам и преподавателям

Дисциплины

Материально-техническое и информационное обеспечение

Рекомендуемая

Литература

Учебно-методическое обеспечение

Основная

Зеленов Л.А. История и философия науки: [электронный ресурс] учеб. пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 472 с.

Дополнительная

Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. М., 1960. Т. I, II.

Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003.

Длусский Г.М. История и методология биологии. М.: Анабасиз, 2006.

История биологии с древнейших времен до начала XX века / Под ред. С.Р. Микулинского. М.: Наука, 1972.

Материально-технические средства обучения и информационные ресурсы, используемые в учебном процессе:

· Планшетный ноутбук и мультимедийные проекторы;

· текст лекций в формате MS WORD;

Многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «История и методология биологии» (ведется мною с 1997 года) показал, что в исторической части дисциплины наибольшие затруднения студентов связаны, во-первых, с попытками последовательного и логического изложения материала и, во-вторых, с причинным объяснением возникновения тех или иных парадигм, способов мышления, концепций и т.д. В связи с этим, настоятельно рекомендую придерживаться следующего плана изложения учебного материала (подготовки ответа).

1. Определение временных рамок рассматриваемого исторического периода.

2. Описание социально-экономических и политических условий.

3. Описание философских и естественнонаучных концепций, составляющих интеллектуальный фон в данный период.

4. Перечисление и описание наиболее важных биологических открытий (концепций), их гносеологические корни и последствия для дальнейшего развития науки.

В методологической части студенты испытывают затруднения при изучении законов формальной логики и методов ведения научной дискуссии.

В качестве промежуточной аттестации (итоговой аттестации студента по дисциплине) предусмотрен зачет.

Тема Задание Литература
  Развитие науки как целостный процесс Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. История биологии…, 1972; Длусский, 2006
  Особенности мышления и биологические представления первобытного человека История биологии…, 1972;
  Возникновение науки История биологии…, 1972
  Наука рабовладельческого строя Лункевич, 1960; История биологии…, 1972
  Наука средних веков
  Наука эпохи Возрождения
  Наука раннебуржуазного общества
  Наука зрелого буржуазного общества
  Научное познание: эмпирический уровень 1. Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. 2. Проанализировав протокол эксперимента (наблюдения)* найти ошибки в методике его постановки. Проинтерпретировать результаты. Предложить правильную технологию эксперимента (наблюдения). Юсуфов, 2003
  Научное познание: теоретический уровень. 1. Проанализировав материалы лекций и рекомендованную литературу, составить обзор проблемы. Найти дополнительные источники информации (научные публикации, Интернет-ресурсы). Подготовить доклад. 2. Проанализировав фрагмент научного текста (образец умозаключения)*, найти логические ошибки. Юсуфов, 2003

* Выдается преподавателем.

1. История биологии как наука. Предмет истории биологии.

2. Формы развития науки и структура процесса познания. Понятия эволюции, революции, научной формации.

3. Источники и условия развития науки. Роль общества в управлении наукой.

4. Особенности мышления первобытного человека. Знания о живой природе в первобытном обществе.

5. Проблема возникновения науки.

6. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах.

7. Социально-политические условия, основные научные парадигмы и знания о живой природе в античности.

8. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.

9. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в феодальной Европе.

10. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в раннебуржуазных государствах XVII – XVIII вв.

11. Социально-политические условия, научные парадигмы и знания о живой природе в эпоху зрелого буржуазного общества (XIX в.).

12. Особенности развития биологии в XX веке.

13. Природа научного познания. Понятия методики и методологии. Базовые принципы научной методологии.

14. Эмпирический уровень научного познания, его сущность и структура. Методы эмпирического исследования. Проблема научного факта.

15. Теоретический уровень научного познания, его сущность и структура.

16. Формы логического познания. Основные логические процессы.

17. Научное понятие, его структура, свойства и функции. Операции с понятиями.

18. Научный термин. Принципы, регулирующие употребление научных терминов. Определение. Требования, предъявляемые к определению.

19. Законы формальной логики. Типические нарушения законов логики.

20. Методика ведения научной дискуссии.

21. Теоретические основания биологии. Понятие научной парадигмы.

22. Проблема, гипотеза и теория как формы научного познания.

23. Критерии научности. Развитие критериев научности от античности до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: