Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Рабочая программа дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………… … 4
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................ ……………………………………………. ….. 4
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………… … 4
1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля … … … … … 5
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………… … … 5
1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………… … … 7
1.4. Содержание курса…………………………………………………………………….. … 11
1.5. Темы практических занятий ……………………………………………………… … … 18
1.6. Тематика контрольных работ ……………………………………………………… … …19
1.7. Учебно-методическое обеспечение ……………………………………………… … 20
1.7.1. Литература…………………………………………………………………… … …20
1.7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение …………… … 20
1.7.3. Методические указания студентам и преподавателям …………………. … 20
1.7.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………… … 23
2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций …………………………………….. … … … 24
Учебная дисциплина "История и методология биологии" нацелена на повышение уровня эрудиции и культуры теоретического мышления в области биологии, формирование представления об истории и основных этапах становления этой дисциплины, ее месте в научно-историческом процессе и практической жизни человека. Овладение новыми знаниями и навыками в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от усвоения идейных фондов и богатого опыта науки, накопленных за ее тысячелетнюю историю. Творческое развитие биологии невозможно без приобретения знаний и навыков в области естественнонаучной методологии.
Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов системы навыков и представлений, которую должен иметь каждый профессиональный биолог для успешной работы по своей специальности. В первую очередь, к ним относятся овладение методами и принципами эмпирических и теоретических исследований, приобретение навыков научного спора, усвоение богатого опыта и идейных фондов биологии, накопленных за долгую историю ее развития, понимание места биологического знания в научно-историческом процессе и современной картине мира.
В ходе изучения учебной дисциплины "История и методология биологии" студенты не только должны освоить и закрепить теоретические знания, но и получить практические навыки ведения научного спора в данной области. Это подразумевает уверенное ориентирование в истории биологии, свободное владение базовой терминологией и основными способами аргументации научных положений, а также знание современного состояния и перспектив решения важнейших задач, стоящих перед биологией в наши дни.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Иметь представление об основных этапах развития биологии, ее месте в науке и практической жизни как в исторической перспективе, так и в наши дни;
· Знать логику развития науки и базовые принципы научной методологии.
· Владеть основными методами теоретического и эмпирического исследования.
· Уметь анализировать и интерпретировать результаты наблюдения и эксперимента;
· Иметь опыт работы со специальной литературой.
· Приобрести навыки ведения научной дискуссии.