История биологии как наука
Темы и краткое содержание
Разделы курса
Содержание курса
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | ||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Лабораторные работы | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего часов на дисциплину | |||
Текущий контроль | Контрольные работы №№ 1-7 | ||
Вид промежуточного контроля (№ семестра) | Зачет (9) | Зачет (10) | Зачет (10) |
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия, в т.ч. | Самостоятельная работа | |
лекционные | практические | ||||
История биологии как наука | |||||
Развитие науки как целостный процесс | |||||
Особенности мышления и биологические представления первобытного человека | |||||
Возникновение науки | |||||
Наука рабовладельческого строя | |||||
Наука средних веков (феодального общества) | |||||
Наука эпохи Возрождения | |||||
Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.) | |||||
Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.) | |||||
Биология XX века | |||||
Методология биологии как наука | |||||
Научное познание: эмпирический уровень | |||||
Научное познание: теоретический уровень | |||||
Итого |
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа |
История биологии как наука | ||||
Развитие науки как целостный процесс | ||||
Особенности мышления и биологические представления первобытного человека | ||||
Возникновение науки | ||||
Наука рабовладельческого строя | ||||
Наука средних веков (феодального общества) | ||||
Наука эпохи Возрождения | ||||
Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.) | ||||
Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.) | ||||
Биология XX века | ||||
Методология биологии как наука | ||||
Научное познание: эмпирический уровень | ||||
Научное познание: теоретический уровень | ||||
Итого |
1. История биологии как наука.
2. Развитие науки как целостный процесс.
3. Особенности мышления и биологические представления первобытного человека.
4. Возникновение науки.
5. Биология рабовладельческого строя.
6. Биология средних веков (феодального общества).
7. Биология эпохи Возрождения.
8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.).
9. Биология зрелого буржуазного общества (XIX в.).
10. Биология XX века.
11. Методология биологии как наука.
12. Научное познание: эмпирический уровень.
13. Научное познание: теоретический уровень.
История биологии как наука. Предмет истории биологии, ее основные функции и структура. Место истории биологии в системе научного знания.
Основное содержание познавательного процесса. Развитие науки как процесс возникновения нового мыслительного содержания. Откуда берется новое содержание мысли? Концепции интуитивизма, ассоцианизма и бихевиоризма. Парадокс развития.
Формы развития науки и структура процесса познания. Эволюционная и революционная формы развития науки. Концепции плоского эволюционизма и релятивизма. Кумулятивистская теория. Анатомия типической революции в науке. Формы научных революций: концептуальная смена и концептуальное углубление. История науки и парадоксы.
Понятие научно-исторической формации как этапа развития науки. Развитие науки как движение от низшей научно-исторической формации к высшей. Основные закономерности развития: возникновение высшей формации на базе низшей; интеграция части содержания низшей формации в состав высшей; утрата части содержания низшей формации при переходе к высшей.
Источники развития науки. Что движет мыслью? Природа человека как фундаментальная причина развития науки и главный стимул движения мысли.
Непосредственные проявления фундаментальных причин. Эмоционально-психический уровень: потребность в интеллектуальном творчестве, любознательность и познавательная страсть. Роль честолюбия. Противоречие между знанием и незнанием – главный непосредственный двигатель мысли.
Условия развития науки (вненаучные факторы). Роль вненаучных факторов в развитии науки. Наука как одна из сторон духовной жизни общества и один из аспектов отражения общественного бытия. Связь науки с уровнем развития производственных отношений через: 1) материальную обеспеченность научных исследований (экстенсивный и интенсивный моменты); 2) формирование социального заказа; 3) накопление практических знаний; 4) формирование идеологии. Понятия "науки настоящей" и "науки официальной".
Наука как социальный институт. Роль общества в управлении наукой. Проблема формирования кадров: профориентационная работа, система образования. Положительные и отрицательные аттрактивные механизмы: проблема оптимального баланса.
Проблема управления научными коллективами. Формы и способы управления. Проблемы планирования, отчетности и творческого поиска. Способы оценки эффективности научного работника, их сравнительная характеристика. Проблема размера научного коллектива. Проблема возраста научного коллектива. Понятие адаптивного торможения. Проблема белой вороны и серой толпы.