Развитие науки как целостный процесс

История биологии как наука

Темы и краткое содержание

Разделы курса

Содержание курса

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия      
Лекции      
Практические занятия      
Лабораторные работы      
Самостоятельная работа      
Всего часов на дисциплину      
Текущий контроль Контрольные работы №№ 1-7
Вид промежуточного контроля (№ семестра) Зачет (9) Зачет (10) Зачет (10)
№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия, в т.ч. Самостоятельная работа
лекционные практические
  История биологии как наука        
  Развитие науки как целостный процесс        
  Особенности мышления и биологические представления первобытного человека        
  Возникновение науки        
  Наука рабовладельческого строя        
  Наука средних веков (феодального общества)        
  Наука эпохи Возрождения        
  Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)        
  Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.)        
  Биология XX века        
  Методология биологии как наука        
  Научное познание: эмпирический уровень        
  Научное познание: теоретический уровень        
  Итого        

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
  История биологии как наука      
  Развитие науки как целостный процесс      
  Особенности мышления и биологические представления первобытного человека      
  Возникновение науки      
  Наука рабовладельческого строя      
  Наука средних веков (феодального общества)      
  Наука эпохи Возрождения      
  Наука раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)      
  Наука зрелого буржуазного общества (XIX в.)      
  Биология XX века      
  Методология биологии как наука      
  Научное познание: эмпирический уровень      
  Научное познание: теоретический уровень      
  Итого      

1. История биологии как наука.

2. Развитие науки как целостный процесс.

3. Особенности мышления и биологические представления первобытного человека.

4. Возникновение науки.

5. Биология рабовладельческого строя.

6. Биология средних веков (феодального общества).

7. Биология эпохи Возрождения.

8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.).

9. Биология зрелого буржуазного общества (XIX в.).

10. Биология XX века.

11. Методология биологии как наука.

12. Научное познание: эмпирический уровень.

13. Научное познание: теоретический уровень.

История биологии как наука. Предмет истории биологии, ее основные функции и структура. Место истории биологии в системе научного знания.

Основное содержание познавательного процесса. Развитие науки как процесс возникновения нового мыслительного содержания. Откуда берется новое содержание мысли? Концепции интуитивизма, ассоцианизма и бихевиоризма. Парадокс развития.

Формы развития науки и структура процесса познания. Эволюционная и революционная формы развития науки. Концепции плоского эволюционизма и релятивизма. Кумулятивистская теория. Анатомия типической революции в науке. Формы научных революций: концептуальная смена и концептуальное углубление. История науки и парадоксы.

Понятие научно-исторической формации как этапа развития науки. Развитие науки как движение от низшей научно-исторической формации к высшей. Основные закономерности развития: возникновение высшей формации на базе низшей; интеграция части содержания низшей формации в состав высшей; утрата части содержания низшей формации при переходе к высшей.

Источники развития науки. Что движет мыслью? Природа человека как фундаментальная причина развития науки и главный стимул движения мысли.

Непосредственные проявления фундаментальных причин. Эмоционально-психический уровень: потребность в интеллектуальном творчестве, любознательность и познавательная страсть. Роль честолюбия. Противоречие между знанием и незнанием – главный непосредственный двигатель мысли.

Условия развития науки (вненаучные факторы). Роль вненаучных факторов в развитии науки. Наука как одна из сторон духовной жизни общества и один из аспектов отражения общественного бытия. Связь науки с уровнем развития производственных отношений через: 1) материальную обеспеченность научных исследований (экстенсивный и интенсивный моменты); 2) формирование социального заказа; 3) накопление практических знаний; 4) формирование идеологии. Понятия "науки настоящей" и "науки официальной".

Наука как социальный институт. Роль общества в управлении наукой. Проблема формирования кадров: профориентационная работа, система образования. Положительные и отрицательные аттрактивные механизмы: проблема оптимального баланса.

Проблема управления научными коллективами. Формы и способы управления. Проблемы планирования, отчетности и творческого поиска. Способы оценки эффективности научного работника, их сравнительная характеристика. Проблема размера научного коллектива. Проблема возраста научного коллектива. Понятие адаптивного торможения. Проблема белой вороны и серой толпы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: