Биология эпохи Возрождения

Биология средних веков (феодального общества)

Биология рабовладельческого строя

Возникновение науки

Первобытного человека

Особенности мышления и биологические представления

Особенности мышления первобытного человека. Дологический (паралогический) характер мышления. Первобытная форма реалистической парадигмы: наивный реализм, его биологические основания. Возникновение объясняющего (причинного) интеллекта и фантастическая парадигма. Анимизм и антропоморфизм, их корни. Принцип партиципации (Леви-Брюль). Практические знания первобытного человека о живой природе.

Причины возникновения науки: общечеловеческие, социальные и гносеологические. Причины отделения науки от технологии. Противопоставление умственного и физического видов труда в связи с расколом общества на классы как необходимое условие возникновения науки. Предпосылки возникновения науки: античная демократия, практика аргументационных процессов, концентрация духовной жизни общества в городах.

Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Древней Индии, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Античная наука. Социально-политические условия развития античной науки: наличие демократии, практика публичных аргументационных процессов, социальный статус ученого, идея гармоничного развития человека, дух состязательности. Многообразие мировоззренческих систем. Взгляды античных ученых на предмет сущности и происхождения жизни, происхождения человека и органической эволюции. Представления философов – атомистов о физиологии пищеварения. Труды школы Гиппократа по анатомии, физиологии, эмбриологии и генетике. Взгляды Аристотеля на природу наследственности, концепция формализма. Труды Аристотеля и Теофраста по систематике растений и животных.

Способ существования феодального общества, особенности мировоззрения и социально-политические условия развития науки в этот период. Особенности социального заказа. Схоластика и апологетика.

Роль религии в духовной жизни феодального общества. Основные свойства религиозного мировоззрения: консервативность и догматичность. Дедуктивная логика – главный инструмент познания средневековой науки.

Биология средних веков. Представления ученых о сущности жизни, органической эволюции, происхождении жизни. Типологическая концепция вида. Представление о естественной системе живого мира. Телеологическая парадигма и парадигма антропоцентризма – главные объяснительные принципы средневековой биологии. Роль повседневной практической деятельности людей в приращении биологического знания.

Борьба между феодальным и буржуазным укладами – основной социально-политический фон развития науки эпохи Возрождения. Особенности буржуазной идеологии и буржуазного мировоззрения в этот период – идеи свободомыслия, величия человека и парадигма реализма (материалистического объяснения действительности). "Мода" на ревизионистские концепции и ее причины, на примере концепции Дж. Фракасторо. "Мода" на "косметический ремонт" средневековых концепций и его причины (на примере концепций Б. Телезио, Кардано, Парацельса). Неявное изгнание Бога из научных концепций: философия пантеизма (Дж. Бруно).

Коперниканская революция и ее "анатомия". Социально-политические и внутринаучные предпосылки коперниканской революции. Роль концепции Н. Кузанского. Основное содержание гелиоцентрической концепции мира по Н. Копернику. Онтологические и психологические последствия коперниканской революции.

Изменение социальной базы развития науки: перенос "точки роста" в светскую область – корпорацию медиков. Причины ведущей роли медицины в развитии науки эпохи Возрождения.

Биология эпохи Возрождения. Роль великих путешествий Колумба, Магеллана, Дрейка и др. в пополнении биологических коллекций. Обращение к античной науке – другому источнику новых сведений. Экспедиции Белона и Корда в Египет и Азию. Труды Гесснера, Ронделе, А. Везалия, М. Сервета, Фаллопа, Ф.Д' Аквапенденте, Евстахия и Гарвея по описанию и систематизации ботанического и зоологического материала, по морфологии, анатомии и физиологии животных и растений. Труды А. Цезальпина, Додоенса и Далешампа по классификации растений и флористике. Основание первых ботанических садов (Падуя, Пиза, Болонья, Париж) и зверинцев.

8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)

Социально-политические условия развития науки в XVII – XVIII вв. Роль государства в развитии научных изысканий. Причины возникновения профессиональной науки. Организация первых научных обществ, академий, обсерваторий и журналов. Научные экспедиции, их цели и задачи.

Труды Ф. Бэкона. "Новый органон": разработка индуктивной логики и ее значение для развития науки. Критика Ф. Бэконом схоластики: идолы рода, пещеры, площади и театра. Теория двойственности истины и ее значение для освобождения науки из-под влияния религии. Представления Ф. Бэкона о связи науки и практики.

Труды Р. Декарта и становление картезианства. Причины "дуалистического мировоззрения" Декарта. Роль Декарта в разработке дедуктивной логики ("Рассуждение о методе"). Роль картезианских представлений в биологии XVII века. Кризис картезианства и его причины.

Возникновение дифференциального и интегрального исчислений в конце XVII – начале XVIII вв. Natura non facit saltum: новая парадигма естествознания XVIII века. Теория тяготения Ньютона и формирование рациональной механики. Учение о свете (теория истечений Ньютона и волновая теория Гюйгенса) и теория теплоты (теплорода) как примеры полезных научных фикций. Изучение магнитных явлений и электричества.

Химия Шталя: теория флогистона. Работы Блэка, Бергмана, Лавуазье, Пристли. Эксперименты Лавуазье и их значение для становления химии современного типа. Идея множественности атомов. Корпускулярная теория Ломоносова. Принцип постоянства состава химических соединений (Бергман). Систематическая номенклатура элементов (Гитон). Закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье. Значение химии XVII – XVIII вв. для развития биологических представлений: виталистические представления Шталя, "теория дыхания" Лавуазье. Применение методов "пневматической химии" для изучения физиологии растений.

Систематика – главная наука биологии XVII – XVIII вв. Классификационные схемы Ж. Турнефора, П. Магноля, Дж. Рэя, А. Бахмана. Изобретение дихотомического ключа и бинарной номенклатуры. Представления о природе вида. Типологическая и биологическая концепции вида. Значение трудов систематиков долиннеевского периода для развития морфологии растений и ботанической номенклатуры.

Представления К. Линнея о целях и задачах систематики. Понятие естественной и искусственной системы. Проблема формы систематики. Особенности системы К. Линнея. Классы животных и их диагнозы. Положение человека в системе К. Линнея. Значение трудов К. Линнея для современной систематики.

Систематика постлиннеевского (неклассического) периода. Системы Б. Жюссье, Ш. Боннэ и П. Палласа.

Возникновение естественной истории: непосредственные и косвенные свидетельства историчности природы. Появление трансформизма: труды Бюффона и Э. Дарвина. Идеи развития мира, происхождения и прогрессивной эволюции жизни, происхождения человека в трудах трансформистов XVIII в.

Креационизм XVIII века, его мировоззренческие и естественнонаучные основания. Труды Ш. Боннэ.

Эксперименты Ф. Рэди на предмет возможности самозарождения жизни.

Применение микроскопа в биологических исследованиях. Изучение микроорганизмов и тонкого строения растений и животных. Труды Р. Гука, Мальпиги, А. Левенгука, Н. Грю.

Становление и развитие эмбриологии. Труды Сваммердама, Вольфа, Кулемана. Парадокс развития: дискуссия между преформистами и эпигенетиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: