Биология эпохи Возрождения — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Биология эпохи Возрождения




Биология средних веков (феодального общества)

Биология рабовладельческого строя

Возникновение науки

Первобытного человека

Особенности мышления и биологические представления

Особенности мышления первобытного человека. Дологический (паралогический) характер мышления. Первобытная форма реалистической парадигмы: наивный реализм, его биологические основания. Возникновение объясняющего (причинного) интеллекта и фантастическая парадигма. Анимизм и антропоморфизм, их корни. Принцип партиципации (Леви-Брюль). Практические знания первобытного человека о живой природе.

Причины возникновения науки: общечеловеческие, социальные и гносеологические. Причины отделения науки от технологии. Противопоставление умственного и физического видов труда в связи с расколом общества на классы как необходимое условие возникновения науки. Предпосылки возникновения науки: античная демократия, практика аргументационных процессов, концентрация духовной жизни общества в городах.

Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Древней Индии, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Античная наука. Социально-политические условия развития античной науки: наличие демократии, практика публичных аргументационных процессов, социальный статус ученого, идея гармоничного развития человека, дух состязательности. Многообразие мировоззренческих систем. Взгляды античных ученых на предмет сущности и происхождения жизни, происхождения человека и органической эволюции. Представления философов – атомистов о физиологии пищеварения. Труды школы Гиппократа по анатомии, физиологии, эмбриологии и генетике. Взгляды Аристотеля на природу наследственности, концепция формализма. Труды Аристотеля и Теофраста по систематике растений и животных.

Способ существования феодального общества, особенности мировоззрения и социально-политические условия развития науки в этот период. Особенности социального заказа. Схоластика и апологетика.

Роль религии в духовной жизни феодального общества. Основные свойства религиозного мировоззрения: консервативность и догматичность. Дедуктивная логика – главный инструмент познания средневековой науки.

Биология средних веков. Представления ученых о сущности жизни, органической эволюции, происхождении жизни. Типологическая концепция вида. Представление о естественной системе живого мира. Телеологическая парадигма и парадигма антропоцентризма – главные объяснительные принципы средневековой биологии. Роль повседневной практической деятельности людей в приращении биологического знания.




Борьба между феодальным и буржуазным укладами – основной социально-политический фон развития науки эпохи Возрождения. Особенности буржуазной идеологии и буржуазного мировоззрения в этот период – идеи свободомыслия, величия человека и парадигма реализма (материалистического объяснения действительности). "Мода" на ревизионистские концепции и ее причины, на примере концепции Дж. Фракасторо. "Мода" на "косметический ремонт" средневековых концепций и его причины (на примере концепций Б. Телезио, Кардано, Парацельса). Неявное изгнание Бога из научных концепций: философия пантеизма (Дж. Бруно).

Коперниканская революция и ее "анатомия". Социально-политические и внутринаучные предпосылки коперниканской революции. Роль концепции Н. Кузанского. Основное содержание гелиоцентрической концепции мира по Н. Копернику. Онтологические и психологические последствия коперниканской революции.

Изменение социальной базы развития науки: перенос "точки роста" в светскую область – корпорацию медиков. Причины ведущей роли медицины в развитии науки эпохи Возрождения.

Биология эпохи Возрождения. Роль великих путешествий Колумба, Магеллана, Дрейка и др. в пополнении биологических коллекций. Обращение к античной науке – другому источнику новых сведений. Экспедиции Белона и Корда в Египет и Азию. Труды Гесснера, Ронделе, А. Везалия, М. Сервета, Фаллопа, Ф.Д' Аквапенденте, Евстахия и Гарвея по описанию и систематизации ботанического и зоологического материала, по морфологии, анатомии и физиологии животных и растений. Труды А. Цезальпина, Додоенса и Далешампа по классификации растений и флористике. Основание первых ботанических садов (Падуя, Пиза, Болонья, Париж) и зверинцев.



8. Биология раннебуржуазного общества (XVII – XVIII вв.)

Социально-политические условия развития науки в XVII – XVIII вв. Роль государства в развитии научных изысканий. Причины возникновения профессиональной науки. Организация первых научных обществ, академий, обсерваторий и журналов. Научные экспедиции, их цели и задачи.

Труды Ф. Бэкона. "Новый органон": разработка индуктивной логики и ее значение для развития науки. Критика Ф. Бэконом схоластики: идолы рода, пещеры, площади и театра. Теория двойственности истины и ее значение для освобождения науки из-под влияния религии. Представления Ф. Бэкона о связи науки и практики.

Труды Р. Декарта и становление картезианства. Причины "дуалистического мировоззрения" Декарта. Роль Декарта в разработке дедуктивной логики ("Рассуждение о методе"). Роль картезианских представлений в биологии XVII века. Кризис картезианства и его причины.

Возникновение дифференциального и интегрального исчислений в конце XVII – начале XVIII вв. Natura non facit saltum: новая парадигма естествознания XVIII века. Теория тяготения Ньютона и формирование рациональной механики. Учение о свете (теория истечений Ньютона и волновая теория Гюйгенса) и теория теплоты (теплорода) как примеры полезных научных фикций. Изучение магнитных явлений и электричества.

Химия Шталя: теория флогистона. Работы Блэка, Бергмана, Лавуазье, Пристли. Эксперименты Лавуазье и их значение для становления химии современного типа. Идея множественности атомов. Корпускулярная теория Ломоносова. Принцип постоянства состава химических соединений (Бергман). Систематическая номенклатура элементов (Гитон). Закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье. Значение химии XVII – XVIII вв. для развития биологических представлений: виталистические представления Шталя, "теория дыхания" Лавуазье. Применение методов "пневматической химии" для изучения физиологии растений.

Систематика – главная наука биологии XVII – XVIII вв. Классификационные схемы Ж. Турнефора, П. Магноля, Дж. Рэя, А. Бахмана. Изобретение дихотомического ключа и бинарной номенклатуры. Представления о природе вида. Типологическая и биологическая концепции вида. Значение трудов систематиков долиннеевского периода для развития морфологии растений и ботанической номенклатуры.

Представления К. Линнея о целях и задачах систематики. Понятие естественной и искусственной системы. Проблема формы систематики. Особенности системы К. Линнея. Классы животных и их диагнозы. Положение человека в системе К. Линнея. Значение трудов К. Линнея для современной систематики.

Систематика постлиннеевского (неклассического) периода. Системы Б. Жюссье, Ш. Боннэ и П. Палласа.

Возникновение естественной истории: непосредственные и косвенные свидетельства историчности природы. Появление трансформизма: труды Бюффона и Э. Дарвина. Идеи развития мира, происхождения и прогрессивной эволюции жизни, происхождения человека в трудах трансформистов XVIII в.

Креационизм XVIII века, его мировоззренческие и естественнонаучные основания. Труды Ш. Боннэ.

Эксперименты Ф. Рэди на предмет возможности самозарождения жизни.

Применение микроскопа в биологических исследованиях. Изучение микроорганизмов и тонкого строения растений и животных. Труды Р. Гука, Мальпиги, А. Левенгука, Н. Грю.

Становление и развитие эмбриологии. Труды Сваммердама, Вольфа, Кулемана. Парадокс развития: дискуссия между преформистами и эпигенетиками.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 2036; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8852 - | 8370 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Периодизация первобытной эпохи и общая характеристика первобытного хозяйства
  2. V1: Молекулярная биология
  3. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. деленный период пашущие орудия с дополнительными ральниками или двух­сторонними отвалами, а также с череслами
  5. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. днепровье. К сожалению, неизвестны деревянные части орудия
  6. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Находка железного наральника (рис
  7. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рала длительное время были единственной формой пахотных орудий, древнейшей во всех ландшафтных зонах (рис
  8. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рисунок 48 - Соха «великорусского» типа (Ю.А.Краснов, 1987) 1 - Общий вид (а - рассоха, б - рогаль, в - оглобли или обжи
  9. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рисунок 50 - Многозубовая коловая соха: 1 - наральник; 2 - левая оглобля; 3 - растяжка; 4 - правая оглобля; 5 - стойка - кол; 6 - задняя поперечина; 7 -
  10. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рисунок 58 - Средневековые восточноевропейские плуги (по миниатюре Радзивилловской летописи)
  11. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рисунок 60 - Малороссийский степной плуг (сабан) :
  12. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Рисунок 61 - Распространение плугов в Восточной Европе (Ю.А.Краснов, 1987) 1 - по находкам лемехов XI — начала XIII в.; 2 - по данным письменных ис­точников


 

3.235.66.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.