Чарвака 6 страница

34. Жизнь как специфическая форма движения материи.

Жизнь - форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для к-рой характерны наличие процессов обмена веществ, управление роста, развития и размножения. Известен ряд концепций происхождения и сущности Ж., выдвинутых биологами и философами. С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате «катаклизмов»). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы» (нем. биот лог Г. Дриш), «жизненного порыва» (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции и холизма. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С. Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К. Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи. Теория, выдвинутая А. И. Опариным, предполагает первоначальное образование белковоподобных комплексных коллоидных систем - коацер-ватов, а затем первых живых тел. Согласно данным совр. науки, в результате соединения возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем - управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). В ядре клетки содержатся молекулы нуклеиновой кислоты ДНК, каждая из к-рых состоит из двух цепочек атомов, связанных друг с другом четырьмя основаниями, составляющими алфавит информационного (генетического) кода; порядок расположения этих оснований определяет последовательность всех процессов жизнедеятельности организма. Прежде всего это - обмен веществ с окружающей средой, в ходе к-рого организм как открытая система получает извне вещества, служащие строительным материалом, к-рый обеспечивает его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией. Т. обр., биосистемы постоянно находятся в состоянии динамического равновесия на биологическом уровне организации материи. Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются: учение Ж.-Б. Ламарка (Неоламаркизм) об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых ими в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых, и теория естественного отбора Дарвина. Согласно совр. генетике, воздействия внешней среды (космические лучи, изменения температуры и т. п.) вызывают ненаправленные изменения генетического кода (мутации). Последние приводят к возникновению качественно новых организмов, к-рые с необходимостью подвергаются действию естественного отбора: лишь приспособленные к условиям внешней среды организмы выживают и оставляют потомство, дающее начало новым биологическим видам. Разветвление генеалогического древа (имеющего три осн. ветви, соответствующие простейшим организмам, растениям и животным) свидетельствует об отсутствии однозначной предопределенности в развитии органического мира. Поиски проявлений жизни на др. небесных телах Солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь уникальной, требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.

35. Научные философские и религиозные картины мира.

Я считаю, что истина лежит между двумя этими точками зрения. Наука обеспечивает лишь удобства и способствует общему повышению уровня жизни, а религия, которая формирует такие важнейшие факторы как мораль и нравственность, определяет саму возможность существования человеческого общества.

Человек живёт в сложном и меняющемся мире. Он непрерывно взаимодействует с живой и неживой природой и себе подобными. Совершая те или иные поступки, принимая решения, затрагивающие лишь его самого или целые сообщества, человек действует под влиянием двух важнейших факторов, которые обобщенно принято обозначать терминами «чувства» и «разум». Подчинять все свои действия только чувству или только разуму нельзя в принципе. Вся история человечества это однозначно подтверждает. Наука может помочь только в одной из этих сфер, да и то в областях, относительно немногочисленных и ограниченных общими, обсуждавшимися выше принципами построения научного знания.

В отношении научной картины мира мне очень нравится высказывание Л. Грибова: «Трудно поверить, чтобы постепенно превращающаяся в человека обезьяна могла, опять-таки наблюдая вокруг себя в готовом виде и своих сородичей, и растения, и животных, сообразить, что жизнь зародилась в воде, что растения появились раньше животных и что человек возник в конце цепи творения!» Эта мысль как никакая другая убивает все научные доводы. Но всё-таки, мне кажется, что и у религиозной картины мира есть свои недостатки, которые не могут дать нам повода для утвердительного ответа на вопрос: создан ли мир Богом или наша Вселенная зародилась в результате «большого взрыва».

36. Диалектика, ее принципы и всеобщие законы.

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и Даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». Первоначально этим термином обозначались:

1) способность-вести спор посредством вопреевв и ответов;

2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зекона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «.Д.» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл.). В философии феодального об-ва - в схоластике - Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, противоречия в совр. ему общественном сознании («Племянник Рамо»). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический идеализм, н-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако Д. разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоученин») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи.

Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля, Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Марко К., Энгельс Ф., т. 20, с. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...». Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители видели в Д. Гегеля «алгебру революции» (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому мат териалистическая Д. не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития. и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, не-: смотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистической Д. является противоречие, В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, к-рые характерны для совр. буржуазных и реформистских теорий. Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы и об-ва. Только с позиций Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо материалистической Д., не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования об-ва, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строится в полном соответствии с диалектико-материалистическим миросозерцанием (Диалектическая логика).

37. Развитие, его модели и законы.

Развитие - существенное, необходимое движение, изменение во времени. Перемещение в пространстве представляет собой Р. постольку, поскольку в нем в снятом виде сохраняется изменение во времени. Движение как способ существования материи не возникает и не исчезает, а вечно существует, не имеет ни начала, ни конца. Вместе с тем движение всегда движение от чего-то к чему-то (направлено), т. е. существует как движение различных предметов, процессов и т. п.» имеющих начало и конец. Направленность движения не может быть характеристикой движения как способа существования материи, как бесконечного. Направленность движения - характеристика каждого конечного движения. Р., так же как движение, бесконечно постольку, поскольку оно материально, и вместе с тем Р. существует всякий раз как отдельный конечный процесс. Р. бывает восходящее и нисходящее, от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему, от старого к новому и от ней вого к старому, от простого к сложному и от сложного к простому, от низшего к высшему и от высшего к низшему, от случайного к необходимому и от необходимого к случайному и т. д. Р. неорганических систем, живого мира, об-ва подчиняется общим законам диалектики. Р. совершается спиралевидно, в единстве и борьбе противоположностей, как переход количества в качество и обратно. Всякий отдельный процесс Р. имеет стадии: подготовку предпосылок его образования, т. е. гл. обр. внешнее движение (эту стадию можно назвать началом данного процесса Р.); возникновение, т. е. переход к внутреннему движению; формирование, т. е. преобразование новым процессом Р. тех условий, из к-рых он возник; собственно Р., или зрелость процесса Р., т. е. его существование на своей основе; умирание, разрушение процесса. Р. как конечный процесс о самого начала в скрытом виде содержит тенденции, ведущие от низшего к высшему и от высшего к низшему. Направленность не только необходима в отдельном процессе Р., но и развивается вместе с ним. Поэтому тенденции Р., существующие вначале в скрытом виде, формируются, развиваются, достигая высшей ступени своего существования и проявления на высшей стадии Р. отдельного процесса. Только тогда вполне развиваются и сами намеки на высшее в низшем и их теоретическое отражение. Воспроизведение Р. в теоретической форме осуществляется диалектической логикой.

38. Органическая эволюция на Земле.

39. Онтологический статус земной жизни.

40. Человек, общество, культура.

Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Домарксистские и совр. буржуазные философские концепции Ч. образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм, философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов - идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности Ч. и натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские подходы. Марксизм связывает понимание сущности Ч. c общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе к-рой Ч. оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (т. 42, с. 265). Подчеркивая значение общественных связей и характеристик Ч., марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности Ч., марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых, Ч. как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой», хотя биологические факторы имеют важное значение, действуя в «снятом видео. Марксизм отвергает биологизаторские концепции Ч. и его будущего, к-рые порождаются сегодня, в частности, со ссылками на этологию, генетику и др. науки. Марксистско-ленинская теория связывает будущее Ч. с общественным развитием человечества в направлении к коммунизму, при к-ром полное и всестороннее, свободное развитие каждого индивида, всех членов об-ва становится «самоцелью». Ч. будуего - это Ч. разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий одновременно наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил Ч., его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» Ч. утверждает себя как существо общественное.

Культура (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечест-вом в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в разз витии об-ва. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной К.-(наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.). к- - явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную К. от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт «элиты», марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственной или опосредованной форме К. создается деятельней стью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духов.ная К. не изменяется авто» матически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преем-) ственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т. д.). В классовом об-ве К. принимает классовый характер как по своему идейному содержанию, так и по своей практической направленности, что при капитализме выражается в наличии двух К. в каждой национальной К.: господствующей буржуазной и существующей в виде более или менее развитых элементов демократической и социалистической К. трудящихся масс. С этим связана необходимость разграничения понятий «К. буржуазного об-ва» и «буржуазная К.» (т. е, К. господствующего класса).

Социалистическая К., наследуя все прогрессивные достижения прошлого, в корне отличается от совр. буржуазной К. и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции, что отражает превосходство социалистического строя над капиталистическим. Ее создание и утверждение невозможно без социалистической революции, обеспечивающей все необходимые условия для культурной революции. Отличи; тельными чертами социалистической К. являются: народность, коммунистическая идейность и партийность, научное мировоззрение, социалистический гуманизм, коллективизм, социалистический патриотизм и интернационализм. Руководящую роль в создании и развитии социалистической К. играет Коммунистическая партия, под воздействием к-рой протекает вся культурно-воспитательная деятельность социалистического государства. В условиях социализма К. выступает как многообразная по национальным формам, социалистическая по содержанию, интернационалистская по своему духу и характеру, интенсивнее становится обмен материальными и духовными ценностями между нациями, культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творения^ ми, приобретающими интернациональный характер. Это способствует формированию будущей единой общечеловеческой К. коммунистического об-ва. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - коренные изменения в духовной жизни об-ва, происходящие в процессе социалистического и коммунистического строительства. Суть К. р.- снятие отчужденной формы деятельности в,области культуры, ее цель - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности как субъекта культурно-исторического процесса. К. р. возможна лишь на базе политических и экономических преобразований в процессе социалистической революции, создающей для нее все необходимые предпосылки, и прежде всего вследствие перехода власти, всех материальных и духовных ценностей в руки народа. В переходный период от капитализма к социализму осн. задачи К. р. состоят в том, чтобы в течение более или менее короткого срока осуществить перестройку всего дела народного просвещения, приобщить широкие народные массы к достижениям культуры. Этим создаются необходимые условия для непосредственного участия трудящихся в управлении хозяйственной, государственной и общественной жизнью, для воспитания кадров социалистической интеллигенции и формирования новой, социалистической культуры. Эти задачи К. р. являются общими для всех стран, осуществляющих социалистическое строительство, независимо от особенностей, присущих данной конкретной стране. Их решение позволило СССР, стране, большинство населения к-рои было неграмотным, совершить скачок из темноты и невежества к овладению вершинами культуры. В развитом социалистическом об-ве задачей является создание духовных предпосылок для победы коммунизма, подлинного богатства духовной культуры, возможностей для всестороннего развития личности. От этого в огромной степени зависит подъем производительных сил, прогресс техники и организации производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, переустройство быта.

Общество

41. Человек и природа.

2. Концепции взаимодействия общества и природы.

Защита окружающей среды - проблема очень сложная и многогранная, для ее реше-ния не достаточно одних только экологических мер. Для того чтобы решить её, необходимо прежде всего покончить с бедностью. Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) тех-нологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а, следовательно - и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И, наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны.

Важным подспорьем в деле защиты природы явилось бы развитие национальной науки и особенно - технических наук. Многие развивающиеся страны уже осознали это: соз-дается система высшего образования, появляются специалисты высокого класса, но недоста-ток финансирования (в 80-х годах развивающиеся страны расходовали на науку всего 3% общемировых затрат) не позволяет радикально изменить ситуацию. И главной задачей стран третьего мира является не столько проведение исследований, сколько эффективное исполь-зование уже накопленных знаний.

Охрана природы невозможна без активной помощи государства, и в этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов: во многих странах (Индия, Нигерия, Филиппины и др.) уже действуют государственные учреждения по экологии, в программах социально - экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, появился тезис об эффек-тивности природопользования. Особенно последовательную программу проводит Индия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки экологическое законода-тельство либо отсутствует, либо действует неэффективно. Отчасти это объясняется недос-татком средств, отчасти - несовершенством системы управления, а во многом - боязнью от-пугнуть инвесторов. Без радикальных изменений в данной сфере решить экологическую проблему невозможно.

Использование альтернативных источников энергии могло бы значительно сни-зить остроту энергетической проблемы, позволив уменьшить потребление угля и нефти, со-кратить вырубку лесов. Азиатские страны, сосредотачивая 30% мирового гидроэнергетиче-ского потенциала, используют его только на 7.5%, Африка, способная производить 19% ми-ровой гидроэлектроэнергии, использует свой потенциал всего на 1.5%. Но вряд ли стоит пе-реоценивать перспективность этого направления: неизбежная потеря земель в зоне затопле-ния может обернуться издержками, превышающими выгоду. Более перспективным пред-ставляется использование геотермальной, солнечной энергии и энергии ветра. В некоторых странах хорошие результаты дало применение биогаза.

Очень серьезным подспорьем для экологии стала бы демилитаризация экономики (особенно это касается стран Латинской Америки). Военные расходы съедают огромную до-лю национального продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят не-восполнимый вред окружающей среде.

Необходимо законодательное регулирование экспорта природных ресурсов и со-гласованность действий различных государств при проведении экспортной политики. И опыт 1973 года, когда странам-членам ОПЕК удалось заставить развитые государства счи-таться с их интересами, говорит о многом. Однако, проведение такой политики требует большой взвешенности: можно очень легко потерять старые рынки. После трехкратного по-вышения цен на нефть страны Запада стали изыскивать внутренние источники, одновремен-но сокращая потребление энергии, и в 1986 г. цены на нефтепродукты снова упали

Для эффективного использования природных ресурсов ряд советских ученых предла-гал создать территориально - производственные комплексы по примеру Сибири, что уменьшило бы транспортные расходы, позволило бы на месте перерабатывать отходы, при-нося не только экономический, но и серьезный экологический эффект. Как мне кажется, ра-циональное зерно в этом предложении, безусловно, есть, но затраты, связанные с осуществ-лением этого проекта, вряд ли окажутся в ближайшее время по силам развивающимся стра-нам.

Создание обширных национальных парков позволит спасти от вымирания многие виды животных. Значительной будет и экономическая отдача: туристов всегда привлекала южная экзотика, а парк сможет им эту экзотику предложить в самом лучшем виде. Опыт не-которых африканских стран позволяет смотреть на это направление с оптимизмом

И, наконец, охрана природы развивающихся стран невозможна без внешней помощи. Возможно, это утверждение покажется оторванным от реальности, однако в настоящее время к пониманию этого приходят и на Западе: для примера можно назвать работы А. Льюиса, Г. Зингера и многих других Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклиз-мов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира, и эти примеры можно продолжить. Если сейчас многие развитые страны, прямо скажем, по-хищнически от-носятся к Востоку, то через некоторое время неизбежно придет понимание того, что нельзя строить собственное экономическое благополучие за счет других стран: расплата будет неизбежной.

3. “Глобальные проблемы” человечества.

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных про-блем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особен-ности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысяче-летий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявив-шихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демогра-фического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно — технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не от-крывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду от-ходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, ни-когда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу са-моуничтожения.

Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом пе-риода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые:

• во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;

• во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в слу-чае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилиза-ции;

• в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в обще планетарном масшта-бе, совместных действий всех стран и народов.

Это понятие вряд ли можно считать достаточно четким. И не случайно многие авторы довольно по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количество глобаль-ных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: