double arrow

Основные тезисы. Организационная структура кинопроцесса


Организационная структура кинопроцесса

1. Киногруппа– это тот коллектив, который, выража­ясь языком физиков, необходим и достаточен для созда­ния фильма.

2. Киностудия – это организационная структура для од­ной или нескольких киногрупп. Раньше это название вклю­чало в себя представление о съемочных павильонах, гри­мерных, костюмерных, и, несомненно, с точным городским адресом. Как это ни парадоксально и трудно для понима­ния, но теперь понятие «киностудия» сузилось до почти абстрактной цифры, которая обозначает номер счета в бан­ке. Только это обстоятельство выражает жизнеспособность киностудии, которая может не иметь даже своего офиса – все арендуется или строится на время реализации проекта. А после окончания съемок все – вплоть до великолепных, порой почти реальных дворцов, – просто строительный хлам, подлежащий немедленному уничтожению, так как каждый день его существования тянет за собой колоссаль­ные расходы на аренду земли, пожарную охрану, экологи­ческую и прочую безопасность.

3. Киногруппа состоит из продюсера, сценариста, ре­жиссера, кинооператора, звукооператора, художника, тех­нических служб.




ü Режиссер-постановщик несет личную ответственность за адекватное воплощение замысла, выраженного в кино­сценарии. Мало того, сюжет, выраженный в словах, дол­жен существенно обогатиться в готовом фильме. Сцена­рий, как бы талантливо он ни был написан, по существу только «полуфабрикат» кинопроизведения, и чтобы он стал «живым», нужно вложить еще много труда большо­му съемочному коллективу.

На раннем этапе создания фильма режиссер участвует в формировании киносценария, тесно работая с кинодра­матургом, иногда выступая в формальном соавторстве. Довольно часто в роли кинодраматурга выступает сам режиссер, и тогда речь идет о так называемом «авторском кино». Авторское кино зачастую выделяется среди про­чих кинопроизведений особой степенью доверительности и оригинальности.

ü Киносценарист, как особая кинопрофессия, всегда стоит в самом истоке будущего фильма. Существует общепризнанное положение, что по плохому сценарию снять хороший фильм невозможно. Киносценарист чаще всего формально не участвует в съемке или монтаже филь­ма, но он всегда настороже, чтобы каким-либо образом не была извращена концепция фильма, и на его стороне всегда находится авторское право – юридическая норма защиты, гарантируемая государством.

Киносценаристы: Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем»; «Адаптация»; «Вечное сияние чистого разума»); Юрий Арабов (фильмы Александра Сокурова: «Телец»; «Солнце» и др.); Тонино Гуэрра (фильмы Федерико Феллини: «Амаркорд»; «И корабль плывет»; фильмы Микеланджело Антониони: «Ночь», «Блоу-ап» и др.; фильм Андрея Тарковского «Ностальгия»).



ü Процесс кинопроизводства состоит из подготовительного периода, съемочного и монтажного периодов. В подготовительном периоде режиссер-постановщик формирует киногруппу, отбирает артистов на роли, находит места отдельных сцен: павильон, естественный интерьер, натура и совместно с художником фильма создает среду для кинодействия. Художнику поручается соответственно сценарию обустроить павильоны или возвести на натуре необходимые, иногда циклопические, достройки. Художник дол­жен разработать внутренний изобразительный стиль фильма, придумать цветовые и световые решения всего фильма и отдельных сцен, и, создавая свою концепцию и воздвигая достройки, он совместно с кинооператором должен подумать об удобстве для киносъемок, о возможностях сложных движений кинокамеры, о достаточно хорошем освещении снимаемых сцен, об удобстве и безопасности актеров и массовки, о противопожарной безопасности и пр. Художник фильма совместно с художником по кос­тюмам должен придумать концепцию костюмов для ар­тистов, а затем добиться, чтобы все придуманное было выполнено, да так тщательно, словно это не киносъемка, а реальная жизнь, притом, что в фильме могут участвовать сотни, тысячи артистов и членов массовки. У каждого из них свой костюм, сшитый по конкретному размеру, тщательно сохраненный и выданный исполнителям быстро и целиком во всех своих «мелочах» за считанные минуты или часы перед съемкой нужного кадра.



ü Кинооператор– важнейшая фигура кинопроцесса. Все задуманное сценаристом, все созданное режиссером, артистами, художниками и еще многими-многими людь­ми, может превратиться в ничто, а еще хуже – в нечто, противоположное задуманному, в руках бездарного опера­тора. Его обязанности очень сложны, ибо требуют высо­чайшей художественной культуры, технической компе­тенции, изобретательности, физической выносливости, психической уравновешенности в сочетании с искромет­ным азартом. Кинооператор еще в подготовительном пе­риоде готовит свое «оружие» и взвод единомышленни­ков, которые будут его понимать еще до слова, а в съе­мочном периоде это – многомесячная жизнь на съемочной площадке вне сферы любых других интересов.

Кинооператоры: Эдуард Тиссэ (фильмы Сергея Эйзенштейна); Сергей Урусевский (фильм М. Калатозова «Летят журавли»); Павел Лебешев (фильмы Никиты Михалкова); Вадим Юсов (фильмы Андрея Тарковского: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало»).

ü В съемочном периоде визуально главным на съемоч­ной площадке становится артист. Все подчиняется сфе­ре его интересов, его удобству, его самочувствию, даже его прихотям. Он должен делать то, что от него ждут. Когда фильм уже готов и демонстрируется на экране, то все остаются за кадром, часто безымянные, только артист живет на светлом экране перед теми, кто вынесет окончательный вердикт фильму. Кинорежиссер лепит из артиста образ и помогает ему раскрыть свои природные дарования и благоприобретенный опыт.

ü В монтажном периоде (иногда его называют монтажно-тонировочным периодом) из отдельных кадров и реп­лик создается готовый фильм. Могучим средством для выражения концепции фильма является музыкальноерешение. Иногда музыка создается специально для этого фильма кинокомпозитором, иногда используются гото­вые музыкальные произведения.

Кинокомпозиторы:

Российские: Дмитрий Шостакович («Броненосец «Потемкин»; «Юность Максима» и др.); Исаак Дунаевский (фильмы Г. Александрова: «Веселые ребята», «Весна»; «Дети капитана Гранта»); Сергей Прокофьев («Александр Невский»; «Иван Грозный»); Исаак Шварц («Белое солнце пустыни»); Андрей Петров (фильмы Эльдара Рязанова).

Зарубежные: Франсис Лей («Мужчина и женщина»); Мишель Легран («Шербурские зонтики»); Энио Морриконе (фильмы Серджио Леоне); Нино Рота (фильмы Федерико Феллини, Фрэнсиса Копполы).

ü Монтирует фильммонтажер при активном участии режиссера-постановщика, он, и только он, может ре­шить, что фильм закончен и его можно показывать в кинотеатре. Это костяк и постоянный состав кино­группы.

ü Перечислить всех участников создания фильма очень сложно – их очень много, и от случая к случаю степень участия каждого из них сильно меняется. Принято считать, что кинематограф – искусство коллективное, но управляет этим коллективом один человек – режиссер-постановщик, он и является общеприз­нанным автором фильма.

Все зависит от целей киногруппы. Если планируется художественный фильм, то необходимо пригласить нужных актеров. Этим занимается специ­альный штат ассистентов и помощников по актерам, ко­торые обращаются в специальные актерские отделы и начинают сложнейшую работу с очень занятыми, психологически тонкими и ранимыми людьми. Если предполагаются трюковые сцены, готовится штат дублеров и каскадеров. Если ожидаются спецэффекты, то начинают трудиться инженеры, пиротехники, специалисты различных редких профессий. Работа с животными предполагает пред­варительную и очень серьезную работу с владельцами животных и с самими животными – приглашаются опыт­ные дрессировщики и т. д.

Начинается же вся работа над фильмом из необыкновенно сложных взаимоотношений между продюсером, режиссером и сценаристом. В самом начале пути значительная полнота власти в руках продюсера, готового финансировать фильм, но его истинные намере­ния могут коренным образом расходиться с намерением режиссера, хотя они порой уже и оговорили жанр, сю­жет, стиль, артистов и многое-многое другое. Но у режис­сера могут быть оригинальные решения, непонятные для продюсера, ибо они новаторские по своей сути и ему не хочется идти на финансовый риск, а у продюсера могут быть неприемлемые требования по срокам или ограниче­ния по объектам съемок – все эти внешне второстепен­ные проблемы могут привести к успеху или краху наме­ченного мероприятия. На этом этапе продюсер – фигура ключевая.

Когда все стороны приходят к согласию, подписыва­ется соглашение о запуске фильма в производство. С этой минуты и до выхода фильма на экраны вся полнота влас­ти и ответственности переходит к режиссеру.

Предполагается, что к этому моменту киносценарий уже написан, но это не всегда так. Идет усовершенство­вание и окончательная отделка сценария, и понятно, что никакие диктаторские полномочия тут помочь не могут; необходима чуткость к тончайшим проявлениям авторс­кой психологии, а автор может оказаться далеко не ан­гелом.

Далее, нужно найти кинооператора, который стал бы «альтер- эго», т. е. точнейшим выразителем режиссерс­кой, авторской и продюсерской концепции, найдя един­ственно возможную «картинку». Приказами ничего добиться нельзя, нужна тщательная ра­бота с человеком другой душевной организации до само­го конца съемок. Парадокс в том, что режиссер набирает сам себе всю группу, он обладает неограниченными пол­номочиями, но при всем том становится заложником лю­бого недобросовестного человека или непредвиденного об­стоятельства. Отсюда и понятны его задачи – любыми путями, кнутом ли, пряником, дипломатией, великоду­шием, личным примером и как угодно иначе – реализо­вать свой талант в конкретном фильме и в конкретное время. Некоторые авторы увлекают всю киногруппу сво­им порывом – другие увязают в постоянно действующей дисциплине; одни импровизируют на площадке перед вос­хищенной толпой – другие тщательно прорабатывают все сцены у себя дома в одиночестве или с ближайшими со­ратниками, но это все внешняя сторона творчества – ва­жен результат.







Сейчас читают про: