double arrow

Основные тезисы. Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства


Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства

1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующиевиды кино:

ü Документальное кино(non fiction) – прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели братьяЛуи и Огюст Люмьер в 1895 г. (Франция). Братья Люмьер положили начало реалистическомунаправлению в кинема­тографе. Документальное кино – основа эстетики кинематографа. Оно –залог довери­тельногоотношения зрителя ко всему. Самый авторитетный международный фестиваль документального кино проходит в Амстердаме. Этот фестиваль называют Каннами документалистики.

ü Художественное кино(игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д. Основатель – французский режиссер Жорж Мельес. Он является родоначальником таких киножанров, как киносказка, фильмы ужасов и научная фантастика. Самые престижные международные кинофестивали группы «А»: Венецианский, Каннский и Берлинский.




ü Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное;

ü Анимационное кино(от лат. animatus – одушевленный)– особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Синоним термина – мультипликация (лат. multiplikatio – умножение).

2. Внутри каждого вида киносложиласьсвоясистема жанров. Жанр(фр. genre – род)– действие по определенным законам. Система жанровв кинемато­графе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, посколькуу кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя.

3.Жанрыхудожественного киноможно объединитьв три группы:

– драматические;

– эпические;

– лироэпические.

ü Драматические жанры,в свою очередь, включают в себя кинокартины:

– психологические;

– комедийные;

– приключенческие.

Общей их особенностью является динамическоеразвитие конфликта в сюжете, упор на действие.Однако акценты в них расставлены по-разному:в психологическихна исследовании характера, личности героя; в комедийныхсатирический или юмористический подход к характе­ру и явлениям; в приключенческихглавное – острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия.

Среди картин психологического жанраможно назвать такие разновидности:

– психологическая драма;

– трагедия;

– мелодрама.

В кинокомической направленности (комедия – мегажанр) выделяют:



– эксцентрическая комедия;

– романтическая комедия;

– трагикомедия;

– трагифарс;

– сатирическая комедия.

Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра –Леонид Гайдай: «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».

Большое разнообразие форм имеетприключенческое кино:

– фильм-путешествие (роуд-муви, фильм дорог): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра – Ж. Верна, Ф. Купера;

– кинофантастика: «2001 год: Космическая Одиссея» / С. Кубрик, «Солярис» / А. Тарковский, «Муха» / Д. Кроненберг;

– фильм-катастрофа: «Армагеддон»; «Столкновение с бездной»;

– вестерн: спагетти-вестерн: фильмы Серджио Леоне: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой». «Однажды на Диком Западе»; самурай-кэнгэки: «Семь самураев» / Акира Куросава;

– кинодетектив (гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан-Дойля);

– триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение; отсроченное ожидание): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротический, маньячный, полицейский, семейный, мистический и т.д.; «черный» (нуар) фильм; боевик; термины: саспенс и экшн; классика жанра – фильмы Альфреда Хичкока;



– фильм ужасов (хоррор): «Носферату» / Ф. Мурнау;

– трэш;

– героико-приключенческий фильм: «Семнадцать мгновений весны» / Т. Лиознова; «Бондиана».

ü К эпическим жанрамотносятся:

– киноэпопея: «Александр Невский» / С. Эйзенштейн; «Война и мир»/С. Бондарчук;

– кинороман: «Унесенные ветром» /Виктор Флеминг;«Тихий Дон» / С. Герасимов;

– киноновелла: «Пышка» /М. Ромм;«Рим» / Ф. Феллини.

Жанров эпического кинонемного, но именно они способны воплотить наиболее монументальные и крупные литературные формы. Среди основных признаков эпических картин:повествовательное начало; многостороннее отражение исторических событий в связи с человече­скими судьбами; глубокое проникнове­ние во внутренний мир главных героев.

В особую группу выделяют жанры исторического кино(реконструкция прошлого):

– пеплум;

– «фильм плаща и шпаги»;

– суперколосс;

– байопик (биографический фильм).

ü Лироэпические жанрыхарактеризуются особой эмоциональностью повествования, в них активно именно авторское лирическое проявление как склад мировосприятия. К таким жанрам относятся:

– кинобаллада: «Баллада о солдате» / В. Ежов и Г. Чухрай;

– кинопоэма: «Земля» / А. Довженко;

– киносказка: фильмы первого киносказочника России А. А. Роу («Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»);

– кинопритча: фильмы С. Параджанова («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»).

ü В особую группу выделяют жанры музыкального кино:

– музыкальная комедия;

– фильм-ревю;

– фильм-опера;

– фильм-балет;

– фильм-оперетта;

– киноводевиль;

– киномюзикл.

ü Особую группу составляют жанры на пересечении:

– мокьюментари (mocumentary – буквально: «насмешка над документальным кино») – псевдо-документальный фильм: «Первые на Луне» / А. Федорченко, Россия, 2004.

– кинокомикс;

– кинопародия;

– кино о кино.

ü Современные формы бытованияфильмов различных жанров:

– ретро фильм;

– римейк;

– сиквел, приквел;

– блокбастер;

– арт-хаус (арт-синема, авторское кино) и коммерческое кино.

4. Жанры документального кино можноразделитьпо содержанию и по методу создания:

– по содержанию: очерк, проблемный фильм, событийный фильм;

– по методу создания:иконографический, перемонтаж, хроникальный сюжет.

5. Жанры мультипликациивесьма разнообразны и практически могут дублировать жанровые системы других видов к/и, поэтому мультипликационные фильмы легче разделить по технике создания:

ü рисованная мультипликация (создается способом покадровой съемки рисунков): Уолт Дисней: первый звуковой и цветной полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов» (1938); В. Котеночкин: «Ну, погоди!..»; Б. П. Степанцев: «Малыш и Карлсон»; Ф. С. Хитрук «Винни-Пух»; В. И. Попов: «Трое из Простоквашино»; техника «эклер» («ротоскоп»): «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек».

Япония: «аниме»; Хайяо Миядзаки: «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками».

ü объемная (кукольная) мультипликация (в ее основе – покадровая съемка объемных фигур и предметов). Основатель Владислав Старевич.

Роман Качанов:«Чебурашка»; Гарри Бардин:«Чуча», «Адажио»; Александр Татарский:«Пластилиновая ворона».

Гений кукольной анимации – британский режиссер Ник Парк: «Побег из курятника», «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (4 «Оскара»).

ü перекладная мультипликация: Юрий Норштейн: тотальная анимация (действие на 8 слоях-планах): «Ежик в тумане», «Сказка сказок» (1979) – носит звание «лучший мультфильм всех времен и народов».

ü другие техники мультипликации: теневая; графическая; игольчатый экран (изобретатель – А. А. Алексеев, вошедший в историю мировой анимации под именем Альфеони); техника «черного порошка»; бескамерная; синтетическая; «анимированная живопись» (маслом по стеклу): Александр Петров «Старик и море» (премия «Оскар» в 2000 г).

ü компьютерная анимация (с 1982 г.): интерактивная; программная; спрайтовая; процедурная; морфинг; 3D-анимация («трехмерная»): «Шрек»; flash-анимация: Олег Куваев, «Масяня» и др.







Сейчас читают про: