Творчество И.Е. Репина

Живопись первой трети XIX века


Ведутся активные поиски героического и возвышенно-обобщенного образа.
Острое стремление сблизить искусство с жизнью, тесно связанное с общей демократизацией культуры этой эпохи. Эти искания шли в тесном взаимодействии с классицизмом и романтизмом.


Стремление передать натуру в ее реальном облике часто определяло главное в характере художественного образа.

В живописи классицизм проявил себя более всего в исторической картине, но больших достижений здесь не принес (Иванов).


В портретном искусстве активное развитие разнообразных форм дружеского, интимного изображения. Человек рисуется здесь в неповторимости своего душевного склада, порою — в повседневном облике, в тех чертах, которые наложила на него определенная жизненная обстановка (Кипренский, Тропинин, Венецианов и его ученики).


Отчетливы стремления к непосредственному изображению действительности в пейзаже (Щедрин).

Сложение — впервые в русской живописи — пейзажа национального (Венецианов и его ученики).


Становление бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Бытовая тема утверждается в это время как изображение народной жизни, утверждается в раскрытии этической и эстетической значительности образа русского простолюдина (Тропинин, Венецианов и его ученики и последователи).

Илья Ефимович Репин, 1844—1930 гг.

Автопортрет, 1878 г., ГРМ Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин родился в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге.
Учился успешно, в 1869 году был награждён малой золотой медалью за картину Иов многострадальный и его друзья
В 1872 г. получил большую золотую медаль за работу Воскрешение дочери Иаира
Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину Бурлаки на Волге, оконченную в 1873 г.
Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
С 1873 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет сказочного Садко в Подводном царстве, 1876 г., ГРМ
По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. На выставках товарищества появляются его картины.
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году, 1879 г. Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть.
Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883 гг., ГТГ Репин разворачивает широкую панораму русского пореформенного общества во всех его контрастах и противоречиях.
Не ждали, 1884 г., ГТГ Картина явилась заключительным произведением серии работ художника, посвященных русскому революционному движению. Изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Реакция домочадцев на это событие различна – от недоверчивого удивления (горничная у двери), настороженности (девочка за столом) до всплеска радости (женщина за роялем, мальчик за столом) и глубокого душевного потрясения, выраженного в согбенной фигуре матери. Изображения на стене – Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи.
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г., ГТГ Темой картины стал эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева до смерти избил своего сына царевича Ивана. Репин не случайно указывает в названии картины точную дату, ее замысел возник под впечатлением современных художнику событий – убийства императора Александра II 1-го марта 1881 года и казней террористов. Репин писал: «Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…»
Необычайного напряжения достигает психологический контраст героев, почти иконописно спокойного лица царевича и лица царя Ивана, с выкатившимися глазами, в брызгах крови. Красный цвет играет доминирующую роль в картине, он повсюду – от розового на рубахе царевича до глухого бордового на заднем плане. Живописная экспрессия картины исключительна для своего времени.
С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств. Он писал: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст…» В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Малявин, Остроумова-Лебедева, Кустодиев.
Дуэль Онегина и Ленского, 1899 г., Музей Пушкина, Санкт-Петербург
Дуэль, 1898(?) г., ГТГ
Поприщин, 1882 г.
Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». ГТГ
Портрет М. П. Мусоргского, 1881 г., ГТГ
Портрет пианистки графини Луизы Мерси д’Аржанто, 1890 г., ГТГ
Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 г., ГРМ – последняя значительная работа мастера. Она представляет собой грандиозный групповой портрет (изображен 81 человек) высших сановников царской России, членов Государственного Совета. Каждого из членов Совета художник писал с натуры. Сеансы проходили в Мариинском дворце, где проходили заседания Совета. Этюды написаны широкими, свободными мазками, лаконично лепящими форму, благодаря чему образная характеристика героев становится яркой и заостренной. Репин говорил ученикам: «Душа живописи – идея. Форма – ее тело. Краски – кровь. Рисунок – нервы». Заказ был сделан министерством двора по случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета. Репину не хотелось брать этот заказ, но власти настаивали. Тогда он потребовал разрешения присутствовать на торжественном заседании, для того чтобы ознакомиться с происходившим в натуре. Парадная обстановка дворцового зала, блеск шитых золотом и серебром мундиров, орденов, голубые и красные орденские ленты, золоченая мебель и разного оттенка красные и малиновые драпировки, сукно на столах — все это создавало богатый красочный эффект. Репина как колориста это заинтересовало, и он дал согласие при одном обязательном условии, чтобы члены Совета ему позировали, находясь на тех местах, где они обычно заседали в зале, и в тех же парадных костюмах. Его условия были приняты. Только одних масляных этюдов-портретов было исполнено 47, причем многие из них являются шедеврами портретного искусства, и все это исполнено в три года.
Портрет Толстого Льва Николаевича, 1885 г., ГТГ
Пушкин читает поэму перед Державиным
Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану, 1880 г., ГРМ
Какой простор!, 1903 г., ГРМ
Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884 г., ГТГ
Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи, 1901 г., ГТГ
Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1904., ГТГ

Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Он не хотел возвращаться на родину, пока у власти большевики. В Финляндии он написал много работ на религиозные сюжеты.

3. Стиль ампир (общая характеристика)

Термин ампир относится к времени правления Наполеона

Ампир — видоизмененное слово «империя».

Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах разное истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы. Архитектура ампира соответствовала ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.

  • Ампир в России

Русский ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Санкт-Петербурга, архитектор К. И. Росси); общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин). Произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве) и прикладного. Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле ампир, построенным архитектором А. Г. Григорьевым.

Русский ампир мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

Ампир — стиль, который подпитывался высокими патриотическими идеями.

В России в начале 19 века на престол восходит Александр I — любимый внук Екатерины II.

Русское общество восприняло начало его правления очень положительно, а его самого как продолжателя дел его бабки Екатерины и конец черного правления Павла I.

Александр вызвал из ссылки Екатерининских вельмож, провел ряд реформ экономического, политического плана, которые улучшили в целом жизнь в России. Александр побеждает Наполеона и становится геге(й)моном в Европе. При нем зарождается революционное движение, в частности — движение декабристов.

Александр I вошел в историю как царь-реформатор.

В 1825 году к власти приходит его брат Николай I и начинает свое правление с реакционных действий. Эпоха Николая I — это эпоха реакции. В этой атмосфере классицизм начинает угасать и к середине 30-х годов прекращает свое существование.

Таким образом, первая треть 19 века — Александровский классицизм (Александр I, Александр Пушкин, Александр Иванов), Золотой век русского искусства.

Позитивное начало (положительный импульс правления Александра) — эпоха надежд и ожиданий. Искусство этого периода пронизано чувством гармонии.

Ведущим видом творчества первой трети 19 века является архитектура, что типично для классицизма. Ампир — градостроительный стиль, в этой время возводятся не отдельные здания, а целые ансамбли, определяющие общий вид города. Предпочтение отдается не частным сооружениям, а постройкам общественного характера.

На вторых ролях в классицизме — живопись и скульптура.

Однако параллельно с классицизмом существует романтизм и зарождается реализм.

Ампир часто называют музыкой пространств, т. к. функция ампирной архитектуры — быть берегами этого пространства, т. е. архитектура отныне обрамляет пустоту, она подобна кулисам, декорациям, а пространство подобно сцене.

«Город пышный, город бедный», Некрасов

Архитекторы часто заботятся лишь о фасаде постройки, поэтому ампир часто называют фасадной архитектурой.

Архитектура ампира рассчитана на восприятие с большого расстояния.

В ампире всегда подчеркивается горизонтальная распластанность здания, его связь с землей, это происходит засчёт того, что фронтоны сменяются формой аттиков.

В зданиях явно выражена линия карниза, портик часто уступает место лоджии.

Горизонтальные членения заставляют человека двигаться, именно это позволяет зрителю максимально полно воспринять архитектуру ампира. Акцентируется угол постройки, гладь стены, оконные проемы без наличников, однако их количество уменьшается для того, чтобы подчеркнуть массив стены, а количество колонн в портиках и лоджиях наоборот увеличивается.

В ампирной архитектуре, в отличие от античной, не 6—8, а 10—12 колонн. Ампир отдает предпочтение дорическому и тосканскому (композитному) ордеру и колонам без канелюр.

Архитекторы ампира в России:

· Андрей Никифорович Воронихин

· Андриан Дмитриевич Захаров

· Тома де Томмон

· Карло Росси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: