Творчество В.И. Сурикова

Василий Иванович Суриков, 1848—1916 гг.

Великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Родился в казачьей семье. В 1868 году Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор".
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, 1870 г. Первая самостоятельная работа Сурикова
Милосердный самарянин, 1874 г. За эту работу он получил Малую золотую медаль.

В 1875 году Василий Иванович Суриков закончил Академию в звании классного художника первой степени..

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.

Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя, 1876 г. Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву
Утро стрелецкой казни, 1881 г., ГТГ Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Он говорил: «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу». Тема картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные.Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Но чем ближе к фигуре царя, тем очевиднее, что энергия сопротивления сходит на нет. Логика истории на стороне Петра. «Хороша старина, да Бог с ней», – говорил Суриков.
  Боярыня Морозова, 1887 г., ГТГ Морозова Феодосия Прокопьевна (1632–1675), сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал «подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем».
  Взятие снежного городка, 1891 г., ГРМ Игру "Взятие снежного городка" Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
  Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, 1895 г., ГРМ Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. Этюды для картины Суриков писал на р. Обь.
Переход Суворова через Альпы, 1899 г., ГРМ Первым прототипом для Суворова стал отставной казачий офицер которому было 82 года. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина была приобретена императором.
Степан Разин, 1906 г. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.

Суриков скончался в Москве в 1916 году от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту.

Художник М.В. Нестеров писал: "Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу своего народа".

Интересный факт: В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: