Монографии
1. Пунин А. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. М.: Азбука-классика, 2010.
2. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм,
романтизм. М.: Азбука-классика, 2009.
3.Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция,
Испания, Англия. М.: Азбука-классика, 2009.
- Основные стили – высокий (поздний) классицизм (ампир) и романтизм.
- В художественной жизни страны по-прежнему значительна роль петербургской Академии художеств. Академия участвует как инициатор, исполнитель или куратор почти во всех художественных начинаниях эпохи: от создания архитектурных ансамблей до развития станковой печатной графики. В то же время Академия как официальное учреждение проводила правительственную политику в области искусства. Очень высокий уровень профессиональной подготовки академистов - выпускник Академии превосходно владел методом работы с натуры и обладал развитым композиционным мышлением.
- Творческое становление молодых художников происходило, с одной стороны, на основе глубоких профессиональных знаний и возвышенных представлений о целях искусства, а с другой — в борьбе с той регламентацией в искусстве, которую насаждала чиновная часть Академии, отражавшая взгляды ортодоксальных общественных кругов.
Эпоха правления Александра I и Николая I
· Высокий (поздний) классицизм
Термин ампир относится ко времени правления Наполеона
Ампир — видоизмененное слово «империя».
Ампир — стиль, который подпитывался высокими патриотическими идеями.
В России в начале XIX века на престол восходит Александр I — любимый внук Екатерины II.
Русское общество восприняло начало его правления очень положительно, а его самого как продолжателя дел его бабки Екатерины и конец черного правления Павла I.
Александр вызвал из ссылки Екатерининских вельмож, провел ряд реформ экономического, политического плана, которые улучшили в целом жизнь в России. Александр побеждает Наполеона и становится гегемоном в Европе. При нем зарождается революционное движение, в частности — движение декабристов.
Александр I вошел в историю как царь-реформатор.
В 1825 году к власти приходит его брат Николай I и начинает свое правление с реакционных действий. Эпоха Николая I — это эпоха реакции. В этой атмосфере классицизм начинает угасать и к середине 30-х годов прекращает свое существование. Одновременно с этим наступает эпоха романтизма и зарождается реализм. «За реализмом будущее!».
Реализм — это стиль второй половины XIX века.
Таким образом, первая треть XIX века — Александровский классицизм (Александр I, Александр Пушкин, Александр Иванов), Золотой век русского искусства.
Позитивное начало (положительный импульс правления Александра) — эпоха надежд и ожиданий.
Ведущим видом творчества первой трети XIX века является архитектура, что типично для классицизма. Ампир — градостроительный стиль, в этой время возводятся не отдельные здания, а целые ансамбли, определяющие общий вид города. Предпочтение отдается не частным сооружениям, а постройкам общественного характера.
Искусство этого периода пронизано чувством гармонии. В основе высокого классицизма лежат принципы монументальности, простоты и логической ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму XVIII столетия, но теперь развитие этих черт достигло кульминации.
Скульпторов и зодчих все более привлекает гражданственная тема, героика античного мира. В архитектуре часто обращаются к суровому лаконизму греческого дорического или тосканского ордеров.
На вторых ролях в классицизме — живопись и скульптура.
Однако параллельно с классицизмом существует романтизм и зарождается реализм.
В романтизме на первом месте — живопись, основные жанры романтизма — портрет и пейзаж. Что касается реализма, на первом месте — живопись, а жанр, прежде всего, бытовой.
· Романтизм
Проявление романтизма было наиболее заметным в живописи и графике. В архитектуре и скульптуре первой трети XIX столетия распространение романтических мотивов более ограничено.
В центре внимания романтизма - человеческая личность, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств, освобожденная от феодальных пут личной зависимости человека от человека. Внутренний мир героя и образ той идеальной среды, в которой он может найти себя, романтики противопоставляют неполноценности окружающей социальной действительности. Не находя в настоящем воплощения своих идеалов, романтики искали их в примерах активной современной борьбы за социальную и национальную свободу, в истории человечества, и прежде всего в истории своего народа. Обильную пищу дает романтику и мир фантастики, сфера религиозных и эстетических идеалов, девственная природа и жизнь людей не затронутых цивилизацией. расцвет исторической картины, интерес к сюжетам, почерпнутым из народного эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу, сюжетам, отражающим экзотику современного Востока. Увлечение искусством прошлого - европейской живописью XVII века, проторенессансной и ренессансной художественной культурой, искусством Древнего Востока.
В эпоху романтизма — расцвет жанра портрета в изобразительном искусстве. С романтическим утверждением неповторимой индивидуальности духовного мира каждого человека связан расцвет камерного портрета. Лирическая поэтика портрета начала столетия — яркое выражение гуманизма пушкинской эпохи. Характерно пристрастие художников этого времени к автопортрету, столь типичное для общеевропейского романтизма. В романтическом портрете нашли дальнейшее развитие и сентименталистские представления о внесословной ценности человеческой личности.
В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику — вера в просветительские идеалы разума, прогресса, элементарных прав личности — все это было еще актуальным в русской общественной жизни первой половины столетия.
Развитие романтических идеалов в русской культуре можно условно разделить на два этапа.
Первый из них падает именно на первую треть XIX века:
Круг романтических идеалов этого времени в значительной степени определен и гуманистическим пафосом эпохи, ознаменованной антинаполеоновскими войнами начала столетия.
Стилевые особенности романтизма как художественного направления здесь значительно менее отчетливы, нежели в искусстве некоторых стран Западной Европы. Часто романтические черты художественного образа сочетаются с его классицистической основой. Во многих проявлениях русский романтизм этого времени близок сентиментализму.
Очень велика доля непосредственного восприятия окружающей действительности.
Элементы романтизма различимы даже, в наиболее традиционном виде русской живописи этого времени — в исторической картине, где они смягчают жесткость изобразительных канонов и обнаженность моральных тезисов классицизма, здесь начинает проявляться свойственное романтическому миропониманию требование исторической верности изображения.
Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. От «героического» пейзажа русского классицизма, насыщенного изображениями исторических и природных достопримечательностей, он открывает путь к поэзии естественного вида местности Примеры можно почерпнуть в творчестве Сильвестра Щедрина. Именно противопоставляя «историческому» пейзажу классицизма романтическую поэзию современного облика «волшебных краев полуденной земли», он пришел к пониманию задач пейзажного жанра как поэтического портрета конкретной местности.