double arrow

Тема 5. Живопись русского символизма

Проблемы изучения символизма в русском изобразительном искусстве.

Неоромантизм и зарождение символизма в русском изобразительном искусстве. Творчество М. А. Врубеля (1859-1910). Новаторство Врубеля – художника: утверждение принципов художественного универсализма; обращение к мифологическим и сказочным сюжетам и образам, фантастике; открытия в области художественной формы.

В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) - творческий путь художника: переход от импрессионизма к символизму («Автопортрет с сестрой».1898.); зрелое творчество художника («Гобелен».1901, «Водоем».1902 и др.); своеобразие символического метода Борисова-Мусатова; поздние произведения («Призраки», «Прогулка при закате».1903,«Изумрудное ожерелье».1903-1904); связь творчества художника с французской живописью.

Художественное объединение «Голубая роза» - история и эстетическая программа: вернисаж 1907 г. и последующие экспозиции на выставках журнала «Золотое руно»; характер организации выставок; своеобразие духовного климата в среде голуборозовцев; связь художников с поэтами-символистами; состав объединения (художники саратовской школы - П. Кузнецов, П. Уткин, бр. Милиоти, скульптор А. Матвеев, московские живописцы – М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.П. Крымов).

Павел Кузнецов (1878-1968) - наиболее характерные мотивы раннего творчества (фонтан, весна, пробуждение, ожидание, рождение младенца). Картина «Голубой фонтан»(1906). Среднеазиатский период творчества. Петр Уткин (1877-1934) -своеобразие пейзажного творчества. Николай и Василий Милиоти - фантастические мотивы в творчестве художников, врубелевские приемы. Скульптор Александр Матвеев (1878-1960) -особенности художественного языка. Мартирос Сарьян (1880-1972) – основные сюжеты и образы, особенность живописной манеры. Николай Сапунов (1880-1912) примитивизм в творчестве художника. Сергей Судейкин (1882-1946) – мотив театра. Николай Крымов (1884-1958)- живописная декоративность и примитивизм.

Творчество К.С. Петрова-Водкина (1878-1939) – крупнейшего русского мастера ХХ века. Биография художника. Период «влияний». Зрелый период, формирование новых принципов: «Мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912). Живописно-композиционная система Петрова-Водкина. Образ женщины в творчестве Петрова - Водкина.

Тема 6. Русский модерн.

Начальный период в истории русского модерна (80-е г. Х1Х в.): неорусский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (церковь в Абрамцеве). Творчество В. Васнецова – яркое выражение неорусского стиля. Абрамцевский кружок. Художественная жизнь Абрамцева. Элементы модерна в живописи 80-х годов – Серов, Васнецов, Нестеров, Левитан, Врубель. Возрождение художественных народных промыслов в Талашкине.

Московский модерн. Творчество Ф. Шехтеля – выдающегося мастера модерна. Основные постройки Шехтеля (особняк Морозовой, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал и др). Л.Н.Кекушев (1863-1919) -дом архитектора на Остоженке, доходный дом Исакова на Пречистенке. Типологические черты доходного дома в стиле модерн. Доходный дом, созданный И. Макаевым в Подсосенском переулке. В.Ф. Валькотт - здание гостиницы «Метрополь» - особенности планировочного решения и декоративного убранства.

Своеобразие петербургского модерна - влияние классицистических традиций. Творчество Ф.И. Лидваля (1870-1945) - синтез классицизма и модерна. Доходные дома Лидваля. Гостиничные и банковские здания Лидваля. Здание Азово-Донского банка. Гостиница «Астория».

Взаимодействие модерна с другими стилями в архитектуре начала ХХ века. Стилевые смешения. Понятие «северный модерн». Творчество архитектора И.А. Фомина(1872-1936)– от модерна к классицизму.

Провинциальный модерн. Архитектура модерна в Самаре и Сызрани.

Модерн в книжной и журнальной графике - И. Билибин, Е. Поленова, М. Якунчикова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: