Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин

Аналитическое искусство П. Филонова

Тема 4. Художественный мир М. Шагала.

Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм

Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства

Роль В. Кандинского (1866-1944) в истории художественных связей России и Европы; европейские и национальные истоки творчества художника. Основные этапы творческой деятельности Кандинского: тенденции раннего творчества; художественное объединение «Синий всадник», роль Кандинского в его деятельности; поиск способов выражения духовного начала, переход к беспредметному искусству, теоретическая разработка принципов абстрактной живописи в работе «О духовном в искусстве»(1912). Основные формы абстрактной живописи Кандинского: «импрессии», «импровизации», «композиции» - своеобразие творческой задачи. «Композиция У1» и «Композиция У11» (анализ). Значение теоретического и художественного наследия Кандинского в истории искусства ХХ века.

К. С. Малевич (1878-1935). Эволюция раннего творчества: увлечение и преодоление многочисленных течений и тенденций в развитии современного искусства. Разработка принципов супрематизма. Выставка «О.10» (1915 г.). Появление «Черного квадрата» - скачок в беспредметность. Супрематизм как мировоззрение и художественный метод. Теоретическое наследие Малевича. Педагогическая концепция художника. Личность и творчество Малевича в истории мировой культуры ХХ века.

Понятие «кубофутуризм». Связь русского кубофутуризма с французским кубизмом и итальянским футуризмом. Деятельность кубофутуристов в Москве и Петербурге. Творчество Д. Д. Бурлюка (1882-1967), работы И. А. Пуни (1894-1956), И. Клюна (1878-1942), О.В. Розановой (1886-1918), Н.А. Удальцовой (1886-1961), Л.С. Поповой(1889-1924).

Своеобразие личности и творческого пути М. Шагала (1887-1985). Основные сюжеты и образы раннего периода творчества (до 1921г.). Сложение и истоки художественного метода. Концепция «естественного» абсурда и гротеска. Трактовка бытового жанра – «бытовой мифологизм и символизм». Фантазия и гротеск в творчестве Шагала. Поэтика зрелых произведений Шагала, композиционное и колористическое своеобразие, отношение с ведущими направлениями в изобразительном искусстве начала века. Автопортреты художника. Творческая судьба П. Н Филонова (1883-1941). Период ученичества. Сложение самостоятельной творческой системы. Идеология аналитического искусства и принцип сделанности. Пророческий дух творчества Филонова. Филонов и немецкий экспрессионизм.

Термины «конструкция», «конструктивизм». Конструктивизм – течение в искусстве начала ХХ века. Новая концепция формообразования. Борьба за целесообразность формы. ВХУТЕМАС, его роль в истории отечественного дизайна и декоративно-прикладного искусства.

В.Е. Татлин (1885-1953) – путь к конструктивизму, стремление сблизить искусство с промышленностью и инженерным творчеством. Живописное творчество Татлина. Автопортрет «Матрос», «Натурщицы» и др. Контррельефы Татлина («скульптоживопись»). Проект Башни 111 интернационала.

Развитие идей конструктивизма в творчестве А. Родченко, И. Леонидова, бр. Стенбергов, К. Мельникова, А. Веснина, М. Гинзбурга и др. Противоречия конструктивистской эстетики. Архитектурные идеи конструктивистов – дом как «машина для жилья», «дома-коммуны». Проект Башни Наркомтяжпрома И. Леонидова. Конструктивизм в живописи и графике. Журнал «Вещь» - орган советского конструктивизма и производственного искусства. Рождение советского дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: