Тема 8. Абстракционизм. Футуризм

Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм

Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм

Термин «фовизм». Особенности живописного языка фовизма. Осенний салон 1905 г. Андре Дерен – живопись, книжная графика, сценография. Пейзажи Мориса де Вламинга и Альбера Марке. Своеобразие творчества Жоржа Руо, картины Руо на евангельские темы. Портреты Кес ван Донгена.

Анри Матисс. Раннее творчество художника. Портреты жены. Декоративные панно «Танец» и «Музыка» для особняка Щукина в Москве. Поздний период творчества. Вырезки из цветной бумаги («декупаж»). Синтез искусств в Капелле четок в Вансе. Графика Матисса.

Экспрессионизм как художественное движение первой трети ХХ века. Образ мира и человека в искусстве экспрессионизма. Германия – центр экспрессионизма. Экспрессионизм в немецкой живописи. Группы «Мост» - Э.Л. Кирхнер, Ф. Флейль, Э. Хеккель, К.Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде и др. и «Синий всадник» - В. Кандинский, Ф. Мак, А. Марке, П. Кисс и др. Эстетическая программа и приемы художественной техники.

Эстетические принципыкубизма. Эволюция кубизма: сезановский, аналитический, синтетический. Картина П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Кубизм во Франции: П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Х. Грис, Р. Делоне, Л. Маркуси – общее и особенное в творчестве.

Пуризм – идея «очищения» изображаемого (замена объекта изображения его пластическим символом). Манифест «После кубизма». Живописные произведения Амеде Озанфана и Шарля Жаннере (Ле Корбюзье). Вариант пуризма в творчестве Ф. Леже.

Орфизм - переходный этап от позднего кубизма к геометрическому абстракционизму. Содержание и происхождение термина. Основные особенности орфической живописи: эстетизм, отвлеченная беспредметная пластичность, ритмика форм, силуэтов, линий, цвета. Робер и Сони Делоне. Понятие «симультанная» живопись.

История абстракционизма в западном изобразительном искусстве. Пит Мондриан и неопластицизм. Нью-йоркская школа абстрактного экспрессионизма. Аршил Горки - один из основателей абстрактного экспрессионизма. Джексон Полок - живописная техника «дриппинг». «Живопись действия». Марко Ротко.Барнетт Ньюман.Ташизм. Шарль Эстьен – главный пропагандист и идеолог ташизма. Оп-арт. Творчество Виктора Вазарелли.

История итальянского футуризма. Филиппо Томазо Маринетти – идеолог и организатор футуристического движения. Манифесты футуристов. Эстетика футуризма: «любовь к опасности», «смелость, дерзость и бунт», «агрессивное движение», гимнастический шаг», «красота скорости», «презрение к женщине». Агрессивность, радикализм, пафос борьбы и пропаганды. Новый образ и тип поведения художника: художник-борец, воин, агитатор. Форма существования футуризма в социальном и культурном пространстве. Х удожники-футуристы: Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Манифесты художников-футуристов - «Технический манифест футуристической живописи» 1910г. и др.

Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм

Термин «дада». История и эстетическая программа дадаистов. Основные центры дадаизма (дада-ленд). Цюрих. Кабаре «Вольтер» – первая штаб-квартира дадаистов. Гуго Балль – идеолог раннего дадаизма. Тристан Тцара – сложение дадаистской доктрины, ее практическое воплощение. Сборники «Дада». «Манифест Дада 1918г.» – официальное рождение дадаизма. Основные идеи дадаистов: отрицание традиционных ценностей гуманизма, идеи абсурдности мира, призыв к стихийности, «детской» непосредственности, примитивизму, «демарш» против языка. Художественное творчество цюрихских дадаистов. Стихи Тцара - увлечение новым языком –примитивным и бессвязным, свободным от синтаксиса и логики. Ганс Арп – скульптура, «коллажи» и рельефы. Расписные гипсы Марселя Янко. «Шадография» фотографа Христиана Шада.

Нью-Йорк - сновополагающие идеи американского дадаизма. Марсель Дюшан - отказ от станкового искусства («отравление скипидаром»). «Ready-Mades» («готовые объекты») М. Дюшана. Механоморфная живопись Френсиса Пикабиа. Журнал «291». Фотографии Мен Рея.

Германия. Политическая тенденциозность и ярко выраженный антимилитаризм. «Клуб Дада» в Берлине. «Дадаистский манифест 1918 г.» Гюльзенбека. Дадаизм в Кельне и Ганновере.

Париж. Новые номера альманаха «Дада». Парижская группа дадаистов: А. Бретон, П. Дерме, Ж. Рибмон-Дессень, П. Элюар, А. Сальмон, М. Жакоб, Л. Арагон, Ф. Супо, Ж. Кокто. Дадаистическая поэма «Магнитные поля» Бретона и Супо. Дада-вечера и дада- фестивали. «Парижский конгресс» 1922 года. Выставка М. Эрнста в «салоне Дада» 1921г. Рождение сюрреализма.

Термин «сюрреализм». Философско-эстетические основы сюрреализма: учение о бессознательном З. Фрейда, интуитивизм Анри Бергсона и др. «Журнал «Сюрреалистическая революция». Манифесты сюрреализма. Основные живописные техники сюрреалистов: фроттаж, фюмаж и др. Принципы сюрреализма: автоматизм, сновидческие образы, использование «обманок» и др. Картины Ива Танги (1900-1955). «Интеллектуальные игры» в работах Рене Магритта (1898 – 1967). Мотив господина в котелке. Живописные фантазии Хоана Миро (1893-1983). Метод автоматизма в творчестве художника. «Картины-объекты» 1929-1933 гг. Творчество Миро в период гражданской войны в Испании. Декоративно-прикладное творчество Миро. Сальвадор Дали (1904-1989). Раннее творчество. Период жизни и творчества в США. Дали и культура ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: