Религиозные мифы и сказания

Китай

Индия

Египет

Глава 1 ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

(медицинские истоки)

История Древнего Востока охватывает историю многочисленных народов и племен, существовавших за несколько тысяч лет до нас. В этом смысле не случай­но говорят, что Древний Восток — колыбель человечес­кой культуры. Именно здесь ранее других совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладель­ческому.

К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V —IV века до н. э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.).

Государства Древнего Востока являлись деспоти­ческими. В них преобладали натуральное хозяйство и примитивно-меновая торговля. Преобладающим поли­тическим строем была деспотическая монархия с пе­режитками родового строя. Власть деспота оправды­валась и обосновывалась религией, царь считался воплощением бога на земле. Огромную роль играли жрецы. Их влияние основывалось на экономической мощи храмов, обладавших огромными богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и пр.Уже за несколько тысячелетий до н. э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в опре­деленные системы научные представления. В эпоху рабовладения сложились и оформились материализм и идеализм, как более или менее сильные мировоззре­ния. Философские взгляды древних носили первона­чально стихийно-материалистический характер, ведущий свое начало от наивного реализма первобытных людей.

Народы Древнего Востока оставили много пись­менных памятников, которые вместе с археологичес­кими материалами дают нам представление о знаниях, быте и мировоззрениях народов той эпохи.

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математичес­кими, астрономическими, географическими знаниями древние египтяне обладали познаниями и в медицине.

Приемы врачевания в Египте зародились за 4000 лет до н. э. А за 2000 лет до н. э. развилась уже довольно большая врачебная специализация. Медицина в Егип­те находилась в руках жрецов. Отсюда — жреческая, храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демонических, злых сил или по велению богов.

В Египте существовало представление о четырех основных элементах мира: воде, земле, воздухе, огне. Исходя из этих представлений, преобладало гумораль­ное учение о четырех основных соках — носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь: кровь, слизь (флегма), желчь желтая и черная; и учение о пневме — особом невидимом и невесомом веществе воздуха, ко­торое при вдохе поступает в легкие, оттуда в сердце и далее по артериям — по всему телу.

При болезни, по мнению древних египтян, изме­нены свойства крови и пневмы, отсюда задачи лече­ния — вызвать выделение из организма гнилостных веществ: удалить «дурную кровь» и «испорченный воз­дух» (отсюда клизмы, рвотные, потогонные средства, кровопускание. Отрыжка — хорошо!)

Источником сведений о древнеегипетской культу­ре являются надписи на саркофагах, пирамидах и 12 папирусы. В одном из древнейших медицинских папирусов (их всего 4 дошло до нас), а именно в так назы­ваемом папирусе Эдвина Смита мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Этот папирус найден в одной из фивинских могил XVII в. до н. э. Предполагают, что он является копией с еще более древнего трактата, напи­санного около XXX в. до н. э.

В папирусе Эдвина Смита имеется планомерное описание различных случаев повреждения и пораже­ния разных частей тела. Каждый отдельный случай трактуется по одному и тому же плану. Описание на­чинается обычно с названия поражения, затем идет описание внешних признаков, после чего — диагнос­тическое суждение, заканчивающееся предписанием относительно лечения больного. В зависимости от слу­чая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться».

В одном из мест этого папируса мы находим описа­ние безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами. Здесь врач гово­рит: «Я не буду его касаться». Затем он делает еще два примечания: позвонок шеи вдавлен в другой, это случи­лось потому, что человек упал вниз на свою голову!.

В этом же трактате впервые встречается упомина­ние о мозге, и его автор обращает внимание на лока­лизацию мозговых функций. Он указывает, что мозго­вая деятельность находится в близкой связи с управ­лением конечностями, и предлагает точно замечать, на какой стороне черепа находится повреждение, т. к. в связи и в соответствии с этим могут проявляться раз­личные формы паралича.

Можно предполагать, что в описанном выше слу­чае имеет место упоминание о так называемой трав­матической тотальной афазии. Известный отечествен­ный психолог А. Р. Лурия, наблюдавший во время Ве­ликой Отечественной войны большое число раненых, находил, что при ранениях левого полушария речевые нарушения чаще всего носят характер именно разли­тых «тотальных» расстройств в речевой деятельности. Человек в этом случае не в состоянии не только актив­но говорить или отвечать на вопросы, но и понимать обращенную к нему речь. Кстати, А.Р. Лурия анализи­руя свой военный опыт, отмечал, что поражение раз­ных зон головного мозга дает разную клиническую картину.

Из громадной священной литературы, оставшейся от древних индусов, носящей название «Веды», особое место занимает так называемая «Аюрведа». Название указывает на долголетие.

У индусов в «Аюрведах» медицина являлась отде­лом религии. Не было ни одной хирургической опера­ции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Наконец хирург, вооруженный инструментом, произносил ряд молитв и заклинаний до операции; часто он обязан был читать молитвы во время операции и непременно про­износил заклинания по окончании операции — все это для ограждения себя и своих больных от влияния злых духов.

Предполагают, что эпоха, когда писались «Аюрве-ды», предшествовала времени построения египетских пирамид.

Трактат состоит из 6 частей. В одной из них (а именно в главе XVI — Sutrast'hana) описываются две пластические операции — labioraphia и rhinoplastica — хирургическое лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» (хейлопластика и уранопластика — в современ­ной терминологии).

«Взяв мерки носа посредством листочка какого-нибудь растения, только что пробившегося из земли, приложив этот листок на щеку соответствующей сто­роны, врач неглупый (мудрый) пусть вырежет из щеки лоскут и, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикре­пит приспособленными швами. Нос как следует пере­вяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из pterocorpi santalini и из солодкового корня. Когда нос закроет хлопком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще...

...Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута). В случае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его».

Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавли­вать губы и нос, производя соединения тканей на том месте, где их недостает у младенцев, тот может де­лать царей!».

Нам очень мало известно о древней медицине Китая. «Однако надо думать,— писал В. В. Корсаков,— что в народной и многовековой наблюдательности ки­тайцев хранятся еще неведомые нам врачебные сред­ства, добыть которые было весьма нелегко: тому при­чиной обособленность и трудность изучения китайско­го языка, таинственность и скрытность врачебных средств, оберегаемых китайцами».

О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим некоторые сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину. В частности, он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее час­то есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обык­новенно очень выступающая вперед, чему соответству­ют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составля­ющие особенность китайцев».

Изучая литературные памятники Древнего Восто­ка, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказа­ний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и приемах их устранения.

Подходя с позиций материалистической критики религиозных мифов и легенд, отбрасывая сказки о сверхъестественном их происхождении и святости, мы подходим к ним как к памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характери­стики определенного периода в жизни древнего обще­ства, его экономики, политического строя и идеологии.

В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоми­нание о трудной речи пророка Моисея, который заи­кался и говорил невнятно. Интересна версия о пред­полагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом почерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и бросил. Советники фараона увидели в этом дур­ное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ре­бенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать ' золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить.

Анализируя приведенный пример, мы можем пред­положить, что в далеком прошлом существовал круп­ный полководец, вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъес­тественную окраску и провидение всевышнего: тут и рука ангела, и непримиримое отношение 3-месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д.

В религиозном эпосе (Библия, Коран, Талмуд) встречаются также и описания чудесных исцелений речевых расстройств. Характерно, что пророки уст­раняли эти расстройства наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приво­дили для исцеления всех немощных, одержимых раз­личными болезнями и припадками, бесноватых, луна­тиков, расслабленных, и он исцелял их.

«И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».

Подобно Христу, но гораздо ранее его, Заратустра (сказание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, примерно за 500 лет До возникновения христианства) ходил по стране, учил Вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горба­тых и немых.

Интересно, что в собраниях преданий о чудотвор­ной деятельности пророков различных конфессий, их божественном предначертании, имеются такие, в кото­рых человеческая речь вдруг появляется у животных, соприкасающихся с этими Богом посланными людьми (Валаамова ослица однажды заговорила, протестуя про­тив побоев своего хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратустры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской религии Мухаммад, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна сказка и о том, как Мухаммад вдруг одномоментно выучился читать и писать.

Мухаммаду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели про­рока, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда очнулся, перед ним сто­ял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— ска­зал Мухаммад, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай, — повторил ангел, придавив Мухаммада так, что тот решил, что умирает — читай во имя Господа твоего, который создал человека из сгус­тившейся крови... который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммад по­чувствовал, что может читать1.

Отбрасывая забавную сторону религиозных мифов о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязы­чие, т. е. расстройства речи упоминаются здесь в од­ном ряду с другими болезнями. Это дает нам право полагать, что речевые расстройства выделялись в Древ­нем мире и относились здесь к разряду других болез­ней, поражающих человека.

Исследователям удается в этом отношении просле­дить элементы медицины в религиозном эпосе2.

Встречаются здесь, в частности, сообщения о вне­запной потере речи (афазия). Упоминается это рас­стройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В слу­чае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предл°жен вопрос: писать разводный акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводный акт его жене».

Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухоне­мые, немые, слабоумные и просто малолетние. Счи­тался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное обще­ние с миром и лишен, таким образом, нормального духовного развития. И здесь же сразу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглохший?) —вменяемы. Невменяемы душев­нобольные или умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолет­ние дети, которые не имеют первых признаков поло­вой зрелости.

В религиозном эпосе мы встречаем примеры не­моты, возникшей в результате какого-то нервного по­трясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испу­гом (эмоциональный стресс?), а в двух других— мо­литвой священника (внушение, психотерапия?).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: