Особенности религиозного сознания

Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности, для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание, как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Поэтому, принципиально несостоятельны попытки представить религиозный опыт как чисто индивидуальное явление, возникающее независимо социальной среде. Ни в коей мере нельзя согласиться и со стремлением оторвать характеризующие религиозный опыт психические процессы. (например, интенсивные эмоциональные переживания) от идей и представлений, специфичных для религии. Эта стона особенно важна методологически для понимания соотношения функционально-идеологической сторон психики верующих.

В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличием религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование религиозной лексики и других специальных знаков.

Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующим внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не сколько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-поведенческих процессов.

К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

Функциональная сторона религиозного сознания

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

· Тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

· Четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Наличие и диалектическое проявление содержательной и функциональных сторон религиозного сознания обусловливают не только неразрывную связь идеологии в его структуре, но и более тесное их взаимопроникновение друг в друга:

· Религия не только вырабатывает определенные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (исповедь), культовых и ритуальных действиях;

· Не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;

· Формирует религиозные представления и верования через посредство религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

· Цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию посредством религиозного опыта, который представляет собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой – является следствием непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.

Объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания религиозная вера. Нельзя отождествлять ее со всякой веры. Психологическая наука считает, что вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о результате проверки идей практикой. Она представляет собой сплав интеллектуального, волевого и эмоционального элементов.

Веру следует отличать от убежденности, т.е. способа принятия определенных принципов, взглядов, представлений. Она включает рационально аргументированное и обоснованное знание, истинность которого доказана и проверена на практике.

Социально-исторический анализ нерелигиозной веры показывает, что ее воздействие на общество определялось, прежде всего, содержанием, предметом веры. Если предмет веры навязывался идеологией реакционных классов, если он базировался на темноте и невежестве народа, если желаемое выдавалось за действительное, то такая вера мешала социальному прогрессу. Если же предмет веры определялся интересами, целями и идеалами передовых классов, если он соответствовал объективному ходу общественного развития, то вера способствовала прогрессивному решению назревших общественных задач.

Религиозная вера это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений (являющихся продуктом процесса гипостазирования, т.е. приписывания отвлеченным понятиям самостоятельное существование, рассматривание общих свойств, отношений и качеств как самостоятельно существующих объектов), которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты – «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.

Когда речь идет о вере (как религиозной так и нерелигиозной),то следует иметь в виду некоторые ее особенности.

- Во-первых, предмет веры вызывает у человека заинтересованное отношение, и оно реализуется в его эмоциональной сфере, вызывая различной степени интенсивности чувства и переживания. Вне эмоционального отношения вера невозможна.

- Во-вторых, что особенно важно, вера невозможна вне личностной оценки своего предмета.

- В-третьих, она предполагает активное личностное отношение к своему предмету, что проявляется в той или иной степени в поведении личности.

Всякая вера представляет собой социально-психологическое явление, характеризуясь как взаимодействием участвующих в ней людей, сопровождающимся различными психологическими процессами, так и особым отношением субъекта веры к ее предмету, отношением, реализующимся не только в сознании, но и в поведении.

Религиозная вера у истинно верующего очень сильна. Она служит главным мотивом культового и вне культового их поведения. Ею обусловливаются появление и существование религиозных потребностей, интересов, чаяний, ожиданий, соответствующая направленность личности верующего, его активность. В религиозной вере доминирующую роль играют различные психические процессы, и, прежде всего, воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов и.т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты.

Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, во-вторых - культовые художественные изображения (иконы, фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме. На базе этого религиозно-художественного материала и формируются религиозные представления верующих. Таким образом, индивидуальное воображение отдельного верующего опирается на те образы и представления, которые пропагандируют той или иной религиозной организацией. Именно поэтому религиозные представления христианина отличаются от соответствующих представлений мусульманина и буддиста.

Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них не без оснований, потенциальных еретиков.

Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессах в религиозной вере, то в ней меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т.п.). Что же касается других психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Так как их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю людей вокруг иллюзорных объектов.

Специфика предмета религиозной веры как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, обусловливает и место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентальное», поскольку она, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики.

Религиозный человек верит в исключительный, не похожий на все существующее облик сверхъестественных сил и существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «Бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна. Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна».

Религиозный человек не применяет к сверхъестественному, обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению, Христос был именно таким Богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же Бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипноз к ним неприменим.

Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации, и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно, обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь, были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах, способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Только волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучить его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия.

С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им норм и предписаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: