Геродот

Платон

Демокрит

Демокрит (V—IVвв.дон. э.) —ученый-энциклопе­дист, занимавшийся математикой, физикой, анатоми­ей, медициной, историей и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей ему принадле­жало до 70 разных сочинений.

Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не дух, а материя. Из первоматерии возникло все суще­ствующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движе­нии — то соединяются, то разъединяются. Природа едина и находится в вечном движении. Атомистичес­кий материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеве­рий. Это был удар по религии.

Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспи­тание подобны». Подчеркивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «учение вырабатывает пре­красные вещи на основе труда», и предостерегал от дурного примера. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

На первое место в нравственном воспитании Де­мокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди ста­новятся больше от упражнения, чем от природы». Он впервые подчеркивал огромную роль труда в воспита­нии и требовал «постоянного труда, который от при­вычки к нему делается легче».

Таким образом, в сочинениях Демокрита мы нахо­дим ряд вопросов, касающихся общего воспитания де­тей: природосообразность воспитания, большое значе­ние в процессе воспитания упражнений, важность по­ложительных примеров окружающих ребенка людей.

Платон (V—IV вв. до н. э.) — отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверх­чувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бес­плотных, нематериальных идей.

Все происходящие в здоровом и больном организ­ме процессы Платон истолковывал с идеалистичес­ких позиций. Он был знаком с египетской медициной и развивал учение о пневме — божественной душе, которая проникает в тело человека (причем в мозгу она сообщает способность чувствовать и мыслить, в сердце — согревает человека, в печени — питает).

Причины болезней он видел в наказании, нис­посланном с неба. Отсюда, лечение — это обряды, гимны, музыка. Лекарства не имеют никакого значе­ния. А для рабов вообще — «лучше благодетельная смерть».

Платон — ученик Сократа. В течение нескольких десятилетий он занимался педагогической деятельно­стью в Афинах, где при гимназии Академии основал своеобразную школу для желающих заниматься фило­софией. В своих произведениях изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи, содержание, организацию и методику воспитания детей верхушки рабовладельческого общества, которые сами впослед­ствии должны стать правителями.

Воспитание, говорил Платон, должно быть органи­зовано государством и соответствовать интересам гос­подствующего класса.

Дети с 3 до 6 лет под руководством воспитательниц занимаются играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рас­сказа детям. Он был сторонником общественного вос­питания детей с самого младшего возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению.

С 12 до 16 лет — школа физического воспитания — палестра.

Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, гео­метрию и астрономию.

С 18 до 20 лет — эфебия, то есть военно-гимнасти­ческая подготовка.

С 20 лет юноши, не проявившие склонности к 24 умственным занятиям, становятся воинами. Те, кто проявил способности к отвлеченному мышлению, про­ходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35 лет), после чего с 35 лет до 50 они освобож­даются от участия в управлении для дальнейшего са­моуглубления и созерцания.

В своем произведении «Протагор» Платон пишет, что воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать и сделать без того, чтобы они не указа­ли, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нече­стиво, это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо, если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как ис­кривившееся дерево.

...И как только мальчик научится буквам и нач­нет понимать написанное, подобно тому, как он преж­де понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях содержится много по­учительного, многое рассказывается о древних зна­менитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен заучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они.

Таким образом., у Платона, как и у Демокрита, мы находим отражение проблем общего воспитания под­растающего поколения. В частности, Платон дает воз­растную периодизацию развития человека с описани­ем особенностей каждого этапа жизни. Он — сторон­ник общественного воспитания детей с самого раннего детства — большое значение придавал использованию игр с маленькими детьми и тщательному выбору лите­ратурного материала для заучивания и рассказывания детям.

Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встреча­ется у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок. 425 гг. до н. э.), который описывает своеобразную речь кирен-ского царя Батта (говорил быстро, невнятно, спотыкал­ся, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Од­нако мы можем предложить и другую версию: «батта­ризм» — греческий термин, обозначающий спотыка­ние, заикание (Брокгауз и Ефрон). Акиренский царь «Батт так назван, потому что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» 1. Выходит, что Батт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: