Корпоративный менеджмент

Специализация менеджера

В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производ­ства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество под­функций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организация, статистический анализ произ­водства. Язык догадок и интуиции обретал четкую каль­куляционную основу — все переводилось в формулы и на деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

Таким образом, каждый производственный про­цесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и со­единения на новой основе. А как их объединить? Ока­зывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подраз­деления), а общие координационные функции отдать менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отде­лов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п.

Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и про­изводства, вместо одного капиталиста-менеджера воз­никают два сообщества: акционеры и наемные руко­водители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менедже­ра-специалиста вновь дробится и вместо одного чело­века появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу спе­циалистов. Ученые изобрели особые инструменты ко­ординирования деятельности людей, в частности, сис­тему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления.


Менеджмент зародился в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менед­жмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и социальная сила, не в средних и мелких фирмах, (хотя там свободное предпринима­тельство было очень развито), а в крупных корпораци­ях, в таких гигантах (например, «Дженерал Моторс»), годовые доходы которых превышали бюджеты некото­рых государств. Благосостояние и государства, и час­тного сектора все больше зависело от качества управ­ления. Менеджмент притягивал лучшие силы нации, и даже средних способностей люди, пройдя сложный путь управленца, становились со временем выдающимися личностями.

Когда в середине XIX века зарождался современ­ный менеджмент, этот процесс мало кто замечал. Глав­ные бои тогда шли между трудом и капиталом. XIX век так и называли — «поле идеологического противобор­ства труда и капитала». Революции, стачки, локауты потрясали промышленный мир. XX век называют эпо­хой противоборства индивида и организации. Весь мир стал одной огромной организацией, в которой главное действующее лицо — бюрократ. Революции и забастов­ки в развитых странах научились улаживать на дого­ворной основе. Иначе говоря, идеологическое проти­воборство переросло в управленческое. Сейчас не капиталист противостоит рабочему, а руководитель — подчиненному.

Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры — капи­талиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не сыграть всю пьесу, возникла новая фигура — наем­ный менеджер. Стало быть, начало эпохи — появление капиталиста, а ее конец — приход менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: