double arrow

Дисциплина ответственности

Управление от достигнутого

Неправильно выстроенная управленческая пира­мида действует на основе ложных принципов. В пра­вильной организации, говорит Эмерсон, компетентные руководители сначала формулируют основные прин­ципы и цели, затем обучают подчиненных тому, как их рационально достигать, и уже после контролируют ход выполнения и следят за нарушениями. В неправиль­ной организации «руководитель дает своим подчинен­ным совершенно произвольные задачи и затем требу­ет, чтобы они сами справлялись с ними, как знают» [59, с. 41].

Вторая и весьма характерная особенность устарев­шей системы управления — полагаться только на прежние нормы. «Никаких норм, кроме норм, достигну­тых в прошлом» — вот принцип управления от достиг­нутого. Его не интересует конъюнктура на экономи­ческом рынке, появление новых моделей продукции и запросы потребителей. Оно не в состоянии вскрыть реальные причины неполадок в производстве. Един­ственная непроизводительность, которую оно в состо­янии обнаружить, говорит Эмерсон, это достижение тех результатов, которые достигались в прошлом [59, с. 42].

Итак, управление от достигнутого — характерная черта неэффективного менеджмента, ориентированно­го на консервацию старого.

Новое мышление эффективного менеджера харак­теризуется рядом особенностей. Прежние понятия приобретают совсем иное содержание. Например, раньше считалось, что личность важнее организации, теперь — наоборот. Организация важней отдельного человека, говорит Эмерсон [59, с. 82]. Прежде дисцип­лина понималась очень узко — как система регламен­тации, обязательного присутствия на рабочем месте, принудительного соблюдения распорядка, норм и ре­жима труда. Теперь дисциплина трактуется как один из принципов производительности, размеренность все­го жизненного уклада, установка на организованность вообще. Иными словами, Эмерсон предлагает разли­чать, с одной стороны, внешнюю дисциплину как сис­тему санкций и правил, с другой — внутреннюю дис­циплину как способ мотивации к организованному, размеренному поведению. Во втором случае дисципли­на — регулятор человеческого поведения, осознанная установка. «При действительно рациональном управ­лении правил почти вовсе нет, а наказаний за их нару­шение — еще меньше». Зато есть точно определенные обязанности и полный, точный учет [59, с. 84]. Высшая дисциплина создана не страхом, а более высоким чув­ством, в частности, чувством ответственности. Дисцип­лина начинается с того, что на работу принимают не первого встречного, не всякого желающего, а того, кто больше всего годится именно для нее. Эффективный менеджер сначала тщательно отбирает работников, учитывая образование, психологические качества, здо­ровье и даже биографию, а затем обращается с приня­тыми честно и справедливо [59. с. 95].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: