Эффективное единство
Менеджер должен стремиться к контролю через эффективное единство. Единство — это процесс, а не результат. Различные части предприятия должны так сблизиться в процессе их взаимного приспособления, чтобы составлять единство, а не скопление отдельных элементов. Не надо устанавливать координацию между двумя гармонично сосуществующими единицами: эти единицы должны превратиться в единство до того, как менеджер начал координацию. В любой ситуации мы должны отвечать на стимулы, нами же вызванные. Взаимодействие частей, создавая единство, изменяет их. Такое взаимоприспособление больше, чем просто приспособление. Оно не обеспечивает контроль, а само является контролем.
Власть возникает в результате процесса унификации. Каждый жизненный процесс подчинен власти, порожденной этим самым процессом. То же самое относится и к социальному контролю. Истинная власть возникает спонтанно в процессе построения интегрированного единства. Она не вся сосредоточена наверху. Администратор должен стремиться к аккумулированной власти, сплетающейся из взаимосвязанного опыта всех тех, кто выполняет какую-либо функциональную часть общей деятельности.. Чем более интегрировано единство, тем в большей степени контроль становится самоконтролем. Осуществляется идеалвсех настоящих администраторов.
|
|
Урвик излагает особый взгляд М.Паркер Фоллетт на психологию контроля. Она выявила, что люди боятся слова «контроль». Они чувствуют, что контроль ущемляет права человека. Этот страх говорит об отсутствии должного понимания нового подхода к контролю, который возник на современных предприятиях, управляемых наилучшим образом.
В частности:
1. Контроль осуществляется главным образом фактами, а не людьми. Правила поведения нам диктует «закон ситуации», а не чья-либо прихоть.
2. Центральный контроль подразумевает координацию различных видов контроля на местах, а не дублирующий контроль более высокого уровня. Успешное управление осуществляется не путем создания новых отделов и начальников, а путем поддержания связи между частями механизма, чтобы их взаимодействие порождало контроль. Дополнительные механизмы создают новые проблемы с внутренней координацией, поэтому приходится тратить много усилий на поддержание равновесия, а не на развитие. Принимая во внимание эти соображения, М. Фоллетт формулирует четыре общих принципа, которыми должен руководствоваться администратор, обеспечивая координацию:
1. Координация путем прямого контакта с лицами, ответственными за работу.
2. Координация на ранних стадиях.
3. Координация как взаимосвязь всех факторов ситуации.
4. Координация как непрерывный процесс.