Атрибутивная теория мотивации

Мотивация и вероятность успеха

В 1972 г., обобщив массу эмпирических данных, Б.Вейнер заключил, что:

1) неудача способна, вопреки ожиданиям, усиливать мотивацию, но при условии, что речь идет не о про­стых людях, а об индивидах с сильно выраженным стремлением к достижению;

2) напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением к дости­жению;

3) мотивация уменьшается, когда предприимчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха

4) напротив, мотивация возрастает у людей со слабой мотивацией на достижение, если с ними происходит то же самое, то есть если они добиваются успеха. Построенная на такого рода положениях, имеющих солидное эмпирическое подкрепление, модель полез­на и в менеджменте, и в бизнесе. На ее основе можно разработать конкретные мероприятия даже на уровне правительства.

Еще Д. Макклелланд утверждал, что любое общество может создать благоприятные и неблагоприятные ус­ловия для бизнеса. Если правительство увеличит веро­ятность предпринимательского успеха от низшей от­метки хотя бы до средней, то бизнес привлечет людей с высоким и низким уровнем потребности к достиже­нию. Вероятность успеха может гарантироваться соот­ветствующими законодательными мерами, например, охраной прав собственника, и политическими, напри­мер, твердым конституционным строем. Если же пра­вительство этого не делает и в обществе оказывается слишком высокой вероятность потерпеть поражение, наиболее талантливая молодежь покидает сферу биз­неса, даже если вероятность успеха поднимается от низшей до средней отметки.

А что произойдет при дальнейшем росте вероятно­сти успеха? Возможность достижения успеха, увели­чиваясь от средней отметки до высшей, сделает бизнес неинтересным для людей с высокой потребностью в достижении. Притягательнее для них окажутся другие сферы, где опять же высок уровень риска и высока степень неопределенности при достижении успеха. Конечно, бизнес не опустеет, он станет сферой деятель­ности ординарных людей. Он привлечет людей с высо­ким уровнем страха перед неудачей.

Таким образом, правительство может поощрять смелых и предприимчивых, либо трусливых и посред­ственных. И неизвестно, в каком случае деловая актив­ность принесет большие плоды.

На стыке между теорией мотивации на достижение и когнитивной теорией мотивации сформировалась мотивационная теория атрибуции, которая внесла значительный вклад в исследование феномена предпри­нимательства. Впервые она была сформулирована в 1958 г. Ф.Хейдером. Успех или неуспех объясняется четырьмя факторами: способностями и усилиями (внут­ренние контролируемые факторы), а также трудностью задачи и везением (внешне контролируемые факторы). Если два первых — стабильные факторы, то два вто­рых — нестабильные.

Предположим, что у вас надежда на успех сильнее, нежели страх перед неудачей. В таком случае можно утверждать, что вы относитесь к определенному типу предпринимателей. Что характерно для него? Прежде всего то, что, достигнув успеха, подобные люди обяза­тельно объяснят его своими личными качествами.

Индивид, нацеленный на успех и не боящийся по­ражения, приписывает победу скорее внутренним кон­тролируемым факторам, то есть своим способностям и усилиям, а неудачу связывает опять же с собой, но ссылается на недостаточную мобилизацию своих ре­зервов (недостаточную для данного момента, что стано­вится уроком на будущее). Человек с преувеличенным страхом перед неудачей стремится объяснить свое поражение неверием в собственные силы либо козня­ми извне. Ему не свойственно умение принимать уда­ры судьбы или стремление «взять реванш».

Считается, что к предпринимательской деятельно­сти в большей степени склонны люди первого типа.

Шкала «ннтернальностн - зкстернальности»

Разработанная в 1966 г. Дж.Роттером теория «локуса контроля» дала толчок множеству эмпирических ис­следований, проведенных в конце 70-х — начале 80-х годов. В них использовалась шкала «интернальности — экстернальности», которая выявляла тех, кто, достигая цель, склонен опираться на внутренние стимулы, и тех, кто стремиться валить все на «внешние обстоятель­ства».

«Интерналы» верят в собственные способности влиять на внешние обстоятельства и подчинять себе успех, а «экстерналы», фаталисты по природе, счита­ют, что успех зависит от таких обстоятельств, на кото­рые никак невозможно влиять. Обнаружилось, что ответственность чаще берут на себя «интерналы», ко­торые уповают скорее на собственный труд, чем на слу­чайную помощь извне. Здесь, как и в теории атрибу­ции, изучалась склонность человека приписывать успех себе в зависимости от внешних сил (тогда он «экстернал») или от внутренних возможностей («интернал», то есть «локус контроля» у него внутри).

Предприниматели чаще всего встречаются среди «интерналов», зато «экстерналы» лучше учитывают условия производства, действие рыночной конъюнкту­ры и других внешних сил.

Теория локуса контроля (the locus-of-control theory) и различные варианты «шкалы Роттера», или «шкалы I — Е» имеют широкое прикладное значение. В сфере предпринимательства в 70 —80-е годы их использова­ли Р.Дейли, К.Морган, Дж.Пандей, Н.Тевари, Д.Миллер, Х.Фрейзен и др.

Модификацией шкалы «экстернальности —интер-нальности» надо считать методику, измеряющую склон­ность человека к «инноватике — адаптации». Она раз­работана в 1976 г. М.Киртоном. При помощи шкалы, состоящей из 32 параметров, у менеджеров выявлена преобладающая ориентация на адаптивный (приспособ­ление к старому) стиль, а у предпринимателей — на инновационный (изменение старого). Менеджер — это человек, вникающий во все детали, он изменяет окруже­ние и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил. Напротив, предприниматель и инноватор предпочита­ют делать нечто разнообразнее, хотя не забывают и о том, как сделать нечто лучшее.

Обобщая данные, можно утверждать, что мотив достижения, т. е. потребность делать нечто лучше, чем это было вчера, присущ и менеджерам, и предприни­мателям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: