Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ
Лекция (2 час.)
Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Образовательные реформы Петра I. «Духовный регламент» Феофана Прокоповича.
Просвещение и школа после Петра I: учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.
Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.
Образовательные проекты второй половины XVIII в.
«Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).
Практическое занятие (2 час.)
Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка.
Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова и его последователей Н.Н. Поповского, А.А. Барсова, Х.А. Чеботарева.
|
|
И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Бестужев, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.
Тема 10. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII–XVIII ВВ.)
Лекция (2 час.)
Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.
Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.
Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий.
Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.
Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.
Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.
Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.
Внедрение в образовательную практику новых принципов и способов обучения.
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции: доклад об общей организации народного образования; план национального воспитания.
|
|
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений в XVIII столетии.
Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVII–XVIII ВВ.
Практическое занятие (4 час.)
Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта.
Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ф. Вольтера, их современное значение.
Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философских и педагогических трудов. «Великая дидактика», классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.
Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.
Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика.
Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Обоснование педоцентристской позиции. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.
Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.
Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий).
Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.