Тема 5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ
Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (ДО XVII В.)
Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования.
Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.
Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае.
Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.
|
|
Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Практическое занятие (2 час.)
Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании.
Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.
Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли.
Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности).
Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Р. Агриколы, Х.Л. Вивеса, Э. Роттердамского, Т. Мора.
Воспитание и обучение у древних славян.
Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения.
Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание.
Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники.
Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия.
Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.
Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.
Практическое занятие (2 час.)
«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.
|
|
Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение.
«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.
«Школьное благочиние» - крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.
Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого («Слово», «Труд», «Учение», «Учитель», «Учитися и учити», «Учай, а не творяй», «Наказание чадом»): интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.