Происхождение государства. До образования государства люди находились в естественном состоянии. Но по причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. Остальные остались, как неотчуждаемые, естественные права.
Форма правления. Щербатов, как и многие его предшественники, выделял четыре варианта форм государства: правильные - монархию, аристократию, демократию и одну неправильную - деспотию. Однако он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форму правления Щербатов ставил, так же как и Ш.Монтескьё в зависимость от климата страны, размера территории, плодородия почвы, численности населения. Обращаясь к монархии, Щербатов, вслед за Монтескьё, различает два ее варианта: ограниченная и абсолютная, равнозначная деспотии. Но в отличие от французского мыслителя он считал, что никаких конкретных положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения «просвещенная» нет. Отсюда он делает вывод, что власть монарха необходимо ограничить. Будучи убежденным защитником дворянства в своем произведении «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.» он описывает идеальное государство, в котором власть государя ограничена Верховным советом, состоящим из высшего дворянством. Остальные классы, даже рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. Наиболее привлекательной ему представлялась английская монархия, одно из достоинств которой он видел в разделении власти и четком законодательном определении компетенции каждой из ее ветвей.
Щербатов выступал против отмены крепостного права, более того он не предлагал никаких радикальных мер по его ограничению. Освобождение крестьян «…влечет за собой повреждение их в нравах, из чего происходит разбой, воровство, уменьшение государственных доходов…»
Право. Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы делятся на божественные, естественные и положительные. Последние должны соответствовать первым двум и также как форма государства зависеть от природных условий и численности населения данного государства.
В вопросах судопроизводства, М. М. Щербатов являлся сторонником идеи открытости и гласности процесса, участия защитников, точного соблюдения смысла закона, возможности обжалования судебных решений в определенные сроки. Он осуждал суровые санкции, настаивая на их смягчении.