Происхождение государства. До образования государства люди находились в естественном состоянии. Но по причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. Остальные остались, как неотчуждаемые, естественные права.
Форма правления. Щербатов, как и многие его предшественники, выделял четыре варианта форм государства: правильные - монархию, аристократию, демократию и одну неправильную - деспотию. Однако он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форму правления Щербатов ставил, так же как и Ш.Монтескьё в зависимость от климата страны, размера территории, плодородия почвы, численности населения. Обращаясь к монархии, Щербатов, вслед за Монтескьё, различает два ее варианта: ограниченная и абсолютная, равнозначная деспотии. Но в отличие от французского мыслителя он считал, что никаких конкретных положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения «просвещенная» нет. Отсюда он делает вывод, что власть монарха необходимо ограничить. Будучи убежденным защитником дворянства в своем произведении «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.» он описывает идеальное государство, в котором власть государя ограничена Верховным советом, состоящим из высшего дворянством. Остальные классы, даже рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. Наиболее привлекательной ему представлялась английская монархия, одно из достоинств которой он видел в разделении власти и четком законодательном определении компетенции каждой из ее ветвей.
|
|
Щербатов выступал против отмены крепостного права, более того он не предлагал никаких радикальных мер по его ограничению. Освобождение крестьян «…влечет за собой повреждение их в нравах, из чего происходит разбой, воровство, уменьшение государственных доходов…»
Право. Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы делятся на божественные, естественные и положительные. Последние должны соответствовать первым двум и также как форма государства зависеть от природных условий и численности населения данного государства.
В вопросах судопроизводства, М. М. Щербатов являлся сторонником идеи открытости и гласности процесса, участия защитников, точного соблюдения смысла закона, возможности обжалования судебных решений в определенные сроки. Он осуждал суровые санкции, настаивая на их смягчении.