double arrow

О Кирилло-Мефодиевском братстве


Верховная власть была исходной точкой общественного порядка, уничтожая привилегии, несовместимые с государственным порядком, что привело к более сильному, нежели в европейских государствах, развитию монархической абсолютистской власти» [6, с. 148].

«Раскрепощение» России в перспективе Б. Чичерин видел в развитии общественной самодеятельности при участии монарха. Наилучшей формой правления для России он считал конституционную монархию, обеспечивающую устойчивость и гибкость государственной власти. Эффективность управления при конституционной монархии достигается либо привлечением при необходимости к управлению широких социальных слоев, либо концентрацией власти в руках монарха. Двухпалатный парламент, независимый суд, ответственные перед палатами министерства обеспечивают взаимную ответственность всех ветвей власти, а монарх охраняет высшее благо целого. По мнению ученого, конституционная монархия имеет преимущество перед всеми другими формами правления, она может удовлетворять все потребности народной жизни.
Борис Чичерин (избранный в 1882 г. городским головой), призывал к поэтапному законодательному введению конституции: сперва свободы совести, слова, прессы, затем демократического формирования правительства. По мнению Чичерина, свобода воли не существует без нравственного закона, а их синтезом является право как «свобода, определённая законом». Поэтому он настаивал на необходимости сильной власти, выполняющей функции надзора над исполнением закона.




48. Кирило – Мефодиевское братство: идеология демократического панславизма.

Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая антикрепостническая организация, созданная по инициативе Н. Костомарова в январе 1846 — марте1847 года в Киеве. Организация была названа в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни на Украине в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».[1] Вместе с тем, подразумевалось, что разрушение империй (Российской и Австрийской) является условием для достижения целей общества.[источник не указан 1335 дней]

По мнению историка Симоненко Р. Г., иcторическое значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что оно было первой попыткой украинской интеллигенции бороться за права украинского народа. Братство разработало широкую программу, которая также стала указателем для его последователей. Принципиально также было и то, что Кирилло-Мефодиевское братство стало самостоятельным и самобытным политическим формированием, которое организационно не подчинялось, а идеологически не повторяло современные ей политические организации[2] [3].







Сейчас читают про: