Основные особенности. Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы

ЛИТЕРАТУРА

Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка.

5.1.1. Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов.

5.1.2. Введение Петром I гражданского алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность.

5.1.3. Середина столетия характеризуется активным творческим поиском. Если для литературы первой трети столетия характерно взаимопроникновение и сочетание старины и новизны, то со второй трети новизна решительно одерживает верх. Выдающиеся литераторы этого периода были в то же время и филологами-теоретиками (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов), которые вырабатывали новые формы языка и стиха, соответсвующие новому содержанию.В результате складывается стиль - художественное направление характеризующееся единством общественно-исторического содержания, художественно-образных принципов, средств, приемов.

5.2. Жанры. В рамках традиционных литературных жанров появляются новые сюжеты, новые герои, выражаются новые идеи. В то же время формируются новые жанры.

5.2.1. Одним из господствующих жанров по-прежнему остается бытовая повесть. Наиболее известное произведение этого жанра - Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли, в которой традиционный для XVII в. сюжет сочетается с отражением новых идей. Главный герой произведения, Василий Кариотский, стал символом петровской эпохи, открывшей дорогу к высшим государственным должностям талантливым, но незнатным людям.

5.2.2. Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708-1744). Его главные сатиры (Куму своему и Филарет и Евгений) посвящены защите петровских преобразований. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира.

5.2.3. Широкое распространение в петровскую эпоху получает любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской галантной поэзии. Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в.

5.3. Стилевые направления. Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм, отличительными чертами которого являются установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам, героическим образам. Типичными жанрами литературы классицизма являются ода (торжественное, патетическое, прославляющее поэтическое произведение) и трагедия.

5.3.1. Первую оду, первые элегии и сонеты на русском языке написал В.К. Тредиаковский, бывший не только первым профессиональным писателем и поэтом, написавшим множество од, воспевавших величие русских императриц, но и реформатором русского языка. Известность ему принесли учебник по теории поэзии и ряд критических историко-филологических работ (Рассуждение об оде вообще, Рассуждение о комедии вообще и др.)

5.3.2. Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М.В. Ломоносов разработал теорию трех штилей, в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка.

5.4. Устное народное творчество. Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы.

5.4.1. Нам известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни - от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в Плачах войска о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде.

5.4.2. В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных гулящих людей, которым некуда кинуться от крепких караулов. В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине удалым молодцам-казакам противопоставляются виновники народных бед собаки-воеводы и бояре.

Русская литература XVIII столетия сохранила и умножила лучшие качества предшествующего периода: ее патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности, сатирическое осмеяние общечеловеческих пороков. Литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических, социальных и нравственных вопросов и, скинув, с себя религиозную оболочку стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа.

Одной из закономерностей развития литературы был процесс ее неуклонной демократизации. Он прослеживается на идеологии, и на уровне поэтики. Первом этапе главным содержанием этого процесса было, обращение к ее к «земным» радостям и горестям. Если в 40-50 годы ведущее место стали занимать высокие жанры с аристократическими героями, то позже стали появляться пьяницы, забияки и остальные представители распутного образа жизни.

Формирующейся в петровское время новый тип общественного сознания, требовал подчинить всю деятельность гражданина «общей пользе», крепко связывающей передовых писателей с просветительскими идеями. Так появились писатели-борцы, проявлявшие мужество в борьбе с людскими пороками. Для более оперативной связи с читательскими кругами стали выпускать с 60-х годов развернуто журналы.

Идеалом петровского времени стал человек-гражданин, человек патриот. Требовалось исполнение своего гражданского долга во всей его полноте, при этом не ограничивались права пользоваться земными радостями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: