Реформа местного самоуправления
Вслед за крестьянской реформой был проведен ряд реформ в области государственного управления и суда. Реформы в области госу-
дарственного управления не затрагивали основ государственного строя. Они касались органов местного самоуправления.
Земская реформа 1864 г. создала органы земского самоуправления: распорядительные — губернские и уездные земские собрания, исполнительные — соответствующие земские управы (см. схему 45).
Городская реформа 1870 г. образовала органы городского самоуправления: распорядительные — городские думы, исполнительные — городские управы.
Половинчатость указанных реформ состояла в сословном принципе непропорционального представительства населения и ограниченности полномочий новых органов.
Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и демократичной. Она устраняла сословный суд, устанавливала равенство всех перед законом и судом, проводила принципы состязательности судебного процесса, выборности судей.
При оценке места и роли судебной реформы в общественно-политическом развитии России, ее характера и методологии проведения следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, уровень феодально-крепостнического суда, который требовалось преобразовать, основываясь на принципах демократического правосудия, что неизбежно негативно сказывалось на результативности реформы. Во-вторых, противоречивый характер реформы происходил во многом из противостояния консервативного и либерального подходов в ее подготовке и реализации, отражавших в целом сопротивление дворян-ско-крепостнической России. Небезынтересно в связи с этим отношение к преобразованиям в судебной сфере и верховной власти России, часто изменявшееся в зависимости от колебаний общественного мнения.
Нормативная база судебной реформы — утвержденные Императором 20 ноября 1864 г. Судебные уставы, состоящие из четырех законов:
1) Учреждения судебных установлений;
2) Устав уголовного судопроизводства;
3) Устав гражданского судопроизводства;
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
С хе м а 4 5
Структура земских учреждений по положению о земствах от 1 января 1864 г.
Губернские земские учреждения
Председатель (губернский предводитель дворянства) |
Председатель
Губернская земская управа | |||
/У Уездные земские | учреждения |
Председатель
Председатель |
(уездный предводитель
дворянства)
Уездное земское собрание | Уездная земская управа | |
Структура судебных учреждений, созданных реформой 1864 г., раскрывается в схемах 46 и 47.
Механизм функционирования отдельных органов реформированной российской юстиции во многом определял компромисс между консервативными и либеральными кругами.
Этот компромисс особенно ярко проявился в деятельности мировой юстиции. С одной стороны, помещичьи слои населения настаивали на преобладании представителей крупного дворянского землевладения среди мировых судей, которые должны назначаться правительством из местных «уважаемых и почтенных» людей. Противостоявшая им либеральная группа считала, что в новом суде не должно быть места сословному представительству, и поэтому требовала выборов мирового суда.
Источником для анализа деятельности общих судебных органов служит II раздел «Учреждения судебных установлений». Помимо характеристики состава, назначений и полномочий окружного суда, судебных палат и кассационных департаментов Сената следует обратить внимание на изменения в организации работы следствия и прокуратуры после 1864 г. и на возникновение новых институтов судебной системы — суда присяжных заседателей и адвокатуры. Многие противоречия в деятельности этих учреждений, отраженные как в Судебных уставах, так и в судебной практике 60-80-х годов XIX в.,
опять-таки объясняются борьбой между консервативными и либеральными силами российского общества.
С хе м а 4 6 Система общих судов по судебной реформе 1864 г.
Правительствующий Сенат (высшая кассационная инстанция)
Судебная палата (апелляционная инстанция)
Окружной суд
Окружной съезд мировых судей (апелляционная инстанция)
Мировой (участковый) судья (почетный судья)
С х е м а 4 7