Преступление и наказание по Судебнику 1497 г., Судебнику 1550 г

Под преступлением понимается не только нанесение материального или морального вреда. На первый план выдвигается защита существовавшего социального и правового порядка. Преступление- это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Усиление центральной власти обусловило развитие норм внесудебной расправы. Практика выработала такую форму судебного процесса как облихование. Если подозреваемого обвинили в том, что он ведомо лихой человек, этого было достаточно для применения к нему пытки.

Обвинение выносили 15-20 человек. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. К особо опасным делам относились разбой, грабеж, убийство, особые татьбы. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой вид преступления как фальшивомонетничество.

В группе преступлений против личности выделяют квалифицированные виды убийства, оскорбление действием или словом.

В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе.

Система наказаний по Судебникам усложняется, формируются новые цели наказания, основными становятся устрашение и изоляция преступника. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилование со стороны государя.

Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенный вид- битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начинали вводиться в период судебников.

В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид, имущественная санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестия. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. 2 .Контрреформы 80-90-х гг. 19 в. в Росиии.

Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—80-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия , закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено "положение чрезвычайной охраны", и оно могло быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфи­денциальным" или "секретным"(отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда)

В 1889 г. вступает в действие "Положение о земских участко­вых начальниках", разрушившее идею о раздельности судебной и административной властей. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем вплоть до 1913 г. они исчезают вовсе.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов.

В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.(сословный принцип)

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими телесных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.

Апелляция -уездные съезды, кассация — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.

органы местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено " Положение о губернских и уездных земских учреждениях ". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — земских начальников. Губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание.

Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".

В 1892 г, было принято новое "Городовое положение ". Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: