условия военного времени помешали внесению каких бы то ни было серьезных изменений в государственную политику в области народного образования. И все же в эти годы получила развитие частная и общественная инициатива по открытию школ и других детских и взрослых учебно-воспитательных учреждений. Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности и дарование. Такой подход привел педагогов к большему пониманию необходимости использова-п ия в педагогике новых методов, позволяющих не только выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать их развитию. Поиски новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с '•тим к оформлению ряда более или менее развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.
|
|
Рекомендуемая литература
Литология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990.
Нентцелъ К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. II. Педагогика творческой личности. М., 1912.
11<«)овозов В.И. Избр. пед. соч. / Сост. B.C. Аранский. М., 1986.
Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982.
Константинов НА. Очерки по истории средней школы: гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., 1956.
Мс<);,1нский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд. М., 1938.
()черки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1991.
IS> ките В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990.
Хрестоматия по истории педагогики: В 4т. Т. 4. История русской педа-i о гики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. Ч. П/Подред. СА Каменева/Сост. НА Желваков. М., 1936.
Kpi-(гоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. (Ф. Егоров. 2-е изд. М., 1986.
Illunh ш) С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I / I Inn ред. Н.П. Кузина и др. М., 1980.
Глава- |