double arrow

Физическое воспитание


Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.

Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе производства силы рабочего не могут нормально развиваться, так как “при своей волчьей жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего дня... Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом .

В гимнастике Маркс и Энгельс видели одно из важнейших средств, которое укрепляет физические силы человека и в то же время способствует преодолению того одностороннего развития, на которое его обрекает господствующая на капиталистической фабрике система разделения труда. Основоположники марксизма предлагали сочетать гимнастические упражнения с военным обучением. В этом сочетании они видели также необходимое условие для подготовки рабочей молодежи к грядущим революционным боям. С этой целью Энгельс, советовал пролетарской молодежи использовать всеобщую воинскую повинность, а тем молодым людям, которым приходится ее отбывать, уже имея образование, он рекомендовал приобрести в течение года военной службы подготовку, необходимую для командира.




В социалистическом обществе, как полагали Маркс и Энгельс, будут созданы все условия, обеспечивающие нормальное физическое развитие всех его членов. Оно будет осуществляться в единстве с полноценным развитием их умственных сил, с формированием у них сильной воли и характера.

Политехническое образование

Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение молодежью знании об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами.

Огромная заслуга основоположников марксизма состоит в том, что они обнаружили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ и установили, что, как бы ни отличались друг от друга машины, используемые в различных отраслях производства, и совершающиеся в этих отраслях технологические процессы, все они построены на применении одних и тех же законов механики, физики, химии. “Технология,— по словам Маркса,— открыла.... те немногие великие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты,— подобно тому как механика, несмотря на величайшую сложность машин, не обманывается на тот счет, что все они представляют собой постоянное повторение элементарных механических сил . Отсюда следует, что знание основных законов природы и техники необходимо для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется.



Маркс и Энгельс полагали, что люди, обладающие должными общеобразовательными знаниями и общетехнической культурой, не только смогут разобраться в конструкции самых разнообразных машин, но и сравнительно легко и быстро научатся управлять ими.

Основоположники марксизма понимали, что требование вооружить рабочих полноценными технологическими знаниями встретит решительное сопротивление со стороны буржуазии и потому, естественно, сможет быть осуществлено лишь после свержения капиталистического строя. Только “неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического .

Политехническое образование, согласно учению Маркса и Энгельса, даст возможность рабочему, который при капитализме является простым придатком к машине, стать в условиях социализма полновластным хозяином производства. Они предвидели, что люди, всесторонне развитые, хорошо ориентирующиеся во всей системе производства, понимающие устройство машин и умеющие управлять ими, получат при разумном общественном строе широчайшие возможности для развития своей инициативы и творческой мысли, а это будет способствовать повышению производительности труда рабочих и подъему всего социалистического производства.



Воспитание пролетарской морали

Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения определенных моральных представлений и соответствующего нравственного поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают классовый характер. Они разоблачили сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес накопления капитала — “голый чистоган”.

Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.

В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим стра-

нам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”; он “будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии . Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.

Важной стороной. пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.

Основоположники марксизма не только разработали теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического поведения.Онабыла целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.

Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой дружбы, основанной на общности интересов и полном единстве взглядов.

Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, “его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные .







Сейчас читают про: