double arrow

Политические и правовые учения Древнего Востока (XIII-IV вв. до н.э.). Первые политико-правовые теории 4 страница

Среди политических процессов, принявших религиозную форму, особенно известен судебный процесс над Жанной д'Арк, героиней французского сопротивления английской интервенции в Столетней войне между Францией и Англией. Ее обвинили в ереси, связи с дьяволом и в мае 1431 года объявили приговор: сожжение. Позже французское духовенство, чтобы смыть с, себя позор этой казни, пересмотрело приговор и признало Жанну невиновной. А в 1894 году церковь признала ее "блаженной", а затем - "святой".

На кострах инквизиции были. сожжены и такие известные деятели науки, защитники интересов народа, как - Ян Гус и Джордано Бруно.

Ян Гус был арестован за выступления в защиту реформации церкви на демократических началах. Ему обещали помилование только за одно отречение, но он отказался предать свои убеждения и был сожжен.

Преследуя людей за отступление от догм христианства, сама церковь погрязла в коррупции и разврате. Католическое безбрачие духовенства служило лишь прикрытием его безответственности за последствия связей с женщинами, а отпущение грехов можно было купить за деньги.

Несмотря на инквизицию, еретические идеи не исчезли бесследно. Так, часть бюргерских ересей вошла в духовную основу бюргерско- церковной реформации XVI века, а элементы крестьянско-плебейских ересей вошли в идеологию масс, участвовавших в первых буржуазных революциях в Германии, Голландии, Англии XVI-XVII вв.

Средневековая юридическая мысль вновь возродилась в Западной Европе XII века. В этот период четко вырисовываются три ветви права и их приверженцы:

1. приверженцы римского права (легисты) не только продолжали комментировать и штудировать его, но и приспосабливали римское право к экономическим и политическим изменениям в феодальном обществе. Так, они добились, в частности, получения лицами из бюргерского сословия законной возможности приобретать недвижимость, имения феодалов. Они поддерживали государей в борьбе с сепаратизмом феодалов, притязаниями папства на светскую власть;

признавали волю монарха более авторитетной, нежели право.

Сторонники обычного права тоже поддерживали королевскую власть, но по их мнению, долг государства - подчиняться закону, стоящему над государством. Сторонники обычного права занимались изучением, систематизацией юридических норм, традиций, обычаев, которые спонтанно создавались судебной практикой.

3. Сторонники канонического права старались создать единый правовой комплекс, объединив в нем предписания Библии, решения церковных соборов, отрывки из трудов "отцов церкви", некоторые нормы римского и обычного права. Такой свод канонического права составил в XII веке монах Грациан. Здесь отражено представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией вершить дела не только нравственно-религиозные, но и число светские.

Несмотря на различие этих трех течений юридической мысли средневековой Европы, их объединяла общая схоластическая методология, ссылки на авторитеты - бога, римское право, высказывания мыслителей и т.д.

Уже на закате средневековья в западноевропейской юридической мысли наметились две тенденции:

одна - характеризуется вниманием к проблемам естественного права;

другая - характеризуется большим вниманием к нормам, принципам позитивного права. Эта тенденция проявилась в дальнейшем (XVIII - начало XIX вв.) в методах исторической школы права.

6. Политическая и правовая мысль Арабского Востока в период возникновения и развития феодализма (VI-XV вв.)

В начале VII в. н.э. в Аравии начался процесс объединения разрозненных арабских племен и образования арабского государства. В период создания арабского государства возникла религиозно- политическая идеология - "ислам", что означает "предание себя богу". Основателем этой религии считается Магомет (Muhammad), 570-632 гг. - человек низкого социального происхождения, добившийся необычайных успехов.

Сегодня, спустя 13 столетий после его смерти, влияние его идей и свершений в мире считается грандиозным. По преданию Магомет родился не в центре цивилизации, а в отсталом регионе - в Мекке (южная часть Аравии). С шести лет он осиротел и рос в бедности. Большинство арабов тогда исповедовали многобожие, хотя в Мекке было небольшое количество иудеев и христиан. Возможно, от них Магомет узнал о едином Боге. Когда ему исполнилось 40 лет, он пришел к убеждению, что этот единственный Бог (Аллах) говорит с ним и сделал его своим избранником в целях распространения среди людей истинной веры.

К 613 году Магомет начал выступать с публичными проповедями, а власти Мекки стали смотреть на него как на смутьяна. Магомет вынужден был бежать в Медину - город в двухстах милях к северу от Мекки.

Этот исход из Мекки, получивший название "хиджра", стал поворотным этапом в жизни Магомета. Число последователей его быстро росло, и вскоре начались военные столкновения между Меккой и Мединой. Война эта закончилась в 630 году возвращением победителя в Мекку. После этих событий начался быстрый переход арабских племен в новую веру. Сравнительно небольшое войско арабов, впервые объединенных Магометом и верой, смогло осуществить колоссальные завоевания, покорив всю Месопотамию, Сирию, Палестину, отняв у Византии Египет. В 711 году арабы захватили Северную Африку и дошли до Атлантического океана, после чего переплыли Гибралтар и покорили вестготскую Испанию. Лишь в 732 мусульмане, дойдя до центра Франции, потерпели от франков поражение.

Все завоевания арабов носили преимущественно мирный характер. Обычно арабы предлагали населению выбор: либо принять ислам, либо, сохранив свою религию, платить дань, или же воевать. Молниеносному арабскому завоеванию способствовал либерализм, сменивший деспотизм Восточной Римской империи: население освобождалось сразу от чудовищных налогов и повинностей, ему возвращались земли. Подати, установленные арабами, были в десять раз меньше ранее существовавших.

Таким образом, за столетие мусульмане-воины, вдохновленные

своим пророком, создали империю, простиравшуюся от границ Индии до Атлантического океана.

Правда, не все завоевания оказались столь прочными. Так, персы, хотя и сохранили веру Магомета, впоследствии добились от арабов независимости. Испанцы через 7 веков отвоевали весь полуостров в результате христианской Реконкисты. Месопотамия, Египет, Северная Африка остались арабскими. В настоящее время десятки миллионов мусульман живут в Африке, Центральной Азии и еще больше в Пакистане, Северной Индии и Индонезии.

Магомет будучи создателем исламской теологии, еще и воплотил принципы ислама в жизнь. Кроме того, од явился автором мусульманского священного писания - Корана (что по-арабски значит «изучение», а от еврейского «кора» - читать). Каждая проповедь Мухаммеда была кораном - лекцией, а после смерти пророка так стали называть всю совокупность полученных им откровений. Все проповеди Магомета, вошедшие в Коран, были записаны еще при его жизни и вскоре после его смерти обрели законченную форму. Кроме того, Магомет был и светским лидером, политическим вождем, вдохновив арабские завоевания.

От Ирака до Марокко простираются сейчас арабские государства, объединенные исламом, общим языком, историей и культурой. Коран, написанный на арабском языке, во многом спас этот язык от распада на различные диалекты.

Основой учения ислама было противопоставление арабскому роду религиозной общины, которая, по мысли основателя, должна была объединить в одну семью горожан, рабов и разбросанных по всему полуострову кочевников.

Ислам впитал в себя религиозно-политические представления иудаизма, христианства и обосновал идею теократии - превосходства духовной власти над светской. Эта политическая идея теократии изложена в источнике раннего ислама - Коране. Аллах (единый бог) и его посланник, управляющий по воле бога, определяют положение власти:

" Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас".

Начальный, ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежат пророку, а после его смерти - халифам (заместителям "пророка"). Но уже после 945 года действительная власть стала переходить к светским правителям - султанам, а имамы и другие духовные лица стали довольствоваться религиозным авторитетом. Цари стали провозглашать себя непосредственными выразителями божественной воли. Таким образом, положения ислама о повиновении властям стало аналогично положению христианской религии: "Нет власти не от бога".

Коран обосновывает необходимость охраны частной собственности, покорность и смирение перед насилием и бедностью, объясняет смысл существования не в земной жизни, а в потустороннем мире.

Комментарием к Корану (т.е. толкователем) является законоучение, изложенное в книгах шариата (шариат по-арабски означает «путь», т.е. верный путь к спасению). Это и есть мусульманский правовой кодекс.

Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Сунна - "священное предание", дополнение к Корану, оправдывающее новые потребности господствующего класса, еще не предусмотренные в Коране. Здесь присутствует идея суннитов о приходе на землю "махди" - божественного спасителя, который установит равенство и справедливость.

Недовольство арабами со стороны Персии (персидские феодалы были согнаны со своих земель) выразилось в появлении нового идеологического течения в исламе - шиизма, распространившегося главным образом среди персов.

Шииты по-своему трактовали положения Корана, противопоставляя свое "священное предание" суннитскому. Они выдвинули положение о династии 12 имамов - потомков зятя Магомета. По их учению двенадцатый имам "скрылся" для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду.

Умар Ибн Аль-Хаттаб (586-644) был вторым мусульманским халифом, младшим современником Магомета и, как и пророк, родился в Мекке.

Умар вначале (как и апостол Павел в христианстве) был яростным оппонентом Магомета и его новой религии, но впоследствии стал самым преданным его сторонником.

В 632 году Магомет умер, не назвав преемника. Умар сразу поддержал кандидатуру Абу Бекра - соратника и зятя Магомета, таким образом предотвратив борьбу за власть. Абу Бекр стал первым халифом (последователем Магомета), но буквально через два года умер, успев назвать Умара (тоже зятя пророка) своим преемником. Умар стал вторым халифом в 634 году и был у власти до 644 года, когда в Медине был убит персидским рабом.

За десять лет правления Умара произошли наиболее важные арабские завоевания. До его смерти были захвачены Палестина, Сирия, Египет. После его смерти арабские армии захватили Персию и продолжили продвижение по Северной Африке.

Умар очень тонко управлял завоеванными землями. На захваченных территориях арабы были привилегированной кастой и должны были жить в городах-гарнизонах отдельно от местных жителей. Покоренные народы платили пошлину мусульманским завоевателям, но им не причинялось никакого вреда, насильно не навязывался ислам. То есть арабские завоевания были более националистическими, чем

крестовые походы, хотя религиозный аспект имел место.

Умар после Магомета был самой главной фигурой в распространении ислама. Большая часть завоеванных им территорий остается арабской и по сей день.

Однако политическая и правовая идеология ислама тоже подвергалась критике не только в учениях сект угнетенных мусульман и покоренных народов, но и в произведениях передовых арабских мыслителей, которые стремились отделить политику от религии. Крупнейшими учеными средневековья, которые с прогрессивных позиций освещали проблемы политики и государства были Ибн Рушд (1126-1198) и Ибн Халдун (1332-1406).

Большое значение воспитанию добродетели у граждан придавал арабский мыслитель и врач Ибн Рушд (известный также под латинским именем Аверроэс). В этих целях используются как методы убеждения, так и принуждения. Вслед за Платоном Ибн Рушд основой стабильности считает закрепление разделения труда и соответствующей ему феодально-иерархической структуры. Только в этом случае возможна гармонизация общества.

Большая часть сочинений философа представляет собой комментарий к трудам Аристотеля, за что Ибн Рушд получил почетное прозвище Комментатора. Наибольшей известностью пользуется его философский трактат «Опровержение опровержения», где он отстаивает права разума в познании.

Структура идеального общества, по мнению Ибн Рушда, должна состоять из трех сословий, одно из которых производит материальные ценности, другое обеспечивает защиту от врагов, а третье осуществляет обучение и воспитание граждан. Критикуя мусульманскую политическую традицию, Ибн Рушд считал, что представители духовенства должны быть отстранены от власти. По его мнению, глава государства должен избираться из числа наиболее способных граждан и выступать в обществе в качестве светского государя, опирающегося на систему законов.

Другой арабский мыслитель Ибн Халдун, последователь Ибн Рушда, полагал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения, а его первопричиной является взаимная помощь в добывании жизненных средств. Сущность государства, по мнению Ибн Халдуна, состоит в охране частной собственности. Учение Ибн Халдуна, носящее в основном светский характер, изложено в его наиболее известном произведении - «Книге назиданий» (полное название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле»). Здесь он изложил свое учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (особенно между кочевым и осёдлым хозяйством) Ибн Халдун связывал с различиями географической среды.

7. Возникновение и развитие политической мысли в Киевской Руси (IX-XIII вв.) и в период образования русского централизованного государства (XIV-XVII вв.)

7.1 Возникновение и развитие политической мысли в Киевской

Руси в IX-XIII вв.

Русская политико-правовая культура - неотъемлемая часть исторического культурного наследия. Анализ становления и развития русской политической мысли дает ключ к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов, помогает проследить специфику формирования и развития русского политического мышления, российских государственных институтов и права, дает представление об уровне общественного сознания в целом.

Рассмотрение политической мысли на Руси мы, естественно, начинаем со времени возникновения русской государственности.

Формирование государственности у восточных славян происходило в течение длительного времени в процессе разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодализма. В VII-VIII вв. в среднем Приднепровье складывается племенной союз полян - Русь с центром в Киеве. В VIII-IX вв. здесь складывается первое в Восточной Европе славянское государство. Несколько позже образуется другое - во главе с Новгородом. В 882г. происходит их объединение в Киевскую Русь.

Дореволюционные историки В. Бутромеев и И. Беллярминов, ссылаясь на знаменитую летопись «Повесть временных лет», созданную киевским монахом-летописцем Нестором, жившем в XII веке, так объясняют эти события. У ильменских славян и кривичей произошли раздоры, роды враждовали между собой, и управы не было. Тогда они собрались на вече и решили избрать себе правителя из иноземцев, отправив посольство в Варяжскую землю. Придя туда, послы сказали варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и владеть нами".

Пришли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор и поселились: Рюрик - сначала в Ладоге, а потом в Новгороде, Синеус - в Белоозере и Трувор - в Изборске. Вскоре братья Рюрика умерли, и он один стал править Новгородской областью. Рюрик происходил из племени русь, потому и его княжество стало называться Русью. Призвание Рюрика на княжение в г. Новгород (первую столицу Руси) Нестор описал 862 годом. Этот год традиционно считается годом основания русского государства. В 1862 году в Новгороде был поставлен памятник в честь тысячелетия России.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, от его дружины отделились два витязя, Аскольд и Дир. С небольшим числом воинов они поплыли по р. Днепру. Увидев Киев, они спросили: "Чей это город?" Жители отвечали: "Были у нас три брата: Кий, Щек и Хорив; они вот и построили этот город и умерли, а мы теперь платим дань хазарам". "Платите ее нам!" - сказали Аскольд и Дир. Киевляне не противились, и, таким образом, Аскольд и Дир стали править полянами. Киев стоял на перекрестке самых важных торговых путей с запада на восток и с севера на юг. Вскоре он стал богаче и сильнее Новгорода.

К этому времени князь Рюрик умер и князем славян остался его малолетний сын - Игорь. Пока Игорь рос, княжил его дядя, предводитель дружины Рюрика - Олег. Олег собрал большую дружину и на ладьях спустился по Днепру к Киеву. Убив Аскольда и Дира, Олег захватил город Киев и перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским!" С тех пор единое русское государство стало с центром в Киеве. По мнению академика Б. Рыбакова уже "примерно к VIII-IX вв. в структуре и деятельности Руси осуществляется государственное начало". ВIXв. Киевская Русь заявила о себе как о суверенном государстве, обладающем весом в тогдашнем цивилизованном мире.

Важнейшей идеологической акцией правящей верхушки Киевской Руси было принятие в 988 году князем Владимиром христианства, которое с этого времени становится государственной религией. По

легенде, мысли о вере очень занимали Владимира, к нему приходили проповедники из разных стран и всех он спрашивал: "Какова есть вера ваша?" Узнав, что мусульманские законы разрешают иметь много жен, он заинтересовался, но, когда выяснилось, что запрещается пить вино, сказал: "Руси есть веселие пити. Не можем без того". Не поддался он и на уговоры послов от папы Римского. Евреям, узнав, что они живут среди других народов без своей земли и государства, ответил: "Как же иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям? Или и нам того же хотите?" Более благосклонно он отнесся в греческому философу, который пересказал ему Библию и объяснил христианскую православную веру. Бояре напомнили Владимиру, что бабка его Ольга, мудрая и святая, крестилась в этой вере. Поразмыслив вместе со старцами, боярами и дружиной, Владимир решил принять православие. Он разрушил греческий город Корсуньна побережье Черного моря и пригрозил Византии, что сделает то же с Царьградом - Константинополем, если греки не крестят его, а император не отдаст ему в жены свою сестру Анну. Император в надежде, что крещеная Русь будет менее опасным соседом, выполнил требования князя Владимира. Крестившись на развалинах Корсуня, Владимир вернулся в Киев с греческими священниками, крестил всех горожан в Днепре и приказал истребить всех языческих идолов. Идолов, установленных раньше, порубили и сожгли. Вскоре были крещены жители других русских городов и сел. Первые духовные лица были из греков и болгар, но затем Владимир велел отбирать детей у знатных русских и отдавать в обучение священникам и причетникам. Таким образом появились священники из русских, и один из них, Иларион, позднее был митрополитом.

Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси.

В этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.

Первый политический трактат, написанный в Древней Руси, связывают с именем митрополита Илариона. Трактат называется "Слово о законе и благодати" и датируется примерно серединой XI в. Трактат состоит из двух частей, первая из которых посвящена пониманию соотнесения закона и истины. Взаимосвязь закона и истины Иларион видит в совокупности нравственных начал, формируемых в человеке морально-этическим идеалом христианства. Однако наибольший интерес вызывает вторая часть трактата, посвященная анализу форм государственного устройства, характера и содержания власти.

Иларион возвышает власть верховного руководителя, передаваемую по наследству. Князь обязан быть "единодержцем своей земли", а его власть имеет божественное происхождение. Однако власть князя не произвольна - князь несет ответственность перед своими подданными. Его деятельность должна быть основана на строгом соблюдении законов и милосердия. Главными достоинствами правителя должны быть образованность и высокие морально-этические качества. В области внешней политики основная задача для него - обеспечение мира.

Другим значительным памятником общественной мысли на Руси является известная "Повесть временных лет ", приписываемая монаху Киевско-Печерского монастыря Нестору.

Произведение имеет ярко выраженную историко-политическую направленность.

Основная политическая задача летописи - обоснование законности происхождения власти путем введения легендарного объяснения русской государственности, основанного на "акте призвания" варягов к управлению Русью. Тем самым утверждалось, что государство было создано по согласию, а не путем захвата, насилия.

Вслед за Иларионом у Нестора мы видим тенденцию к обоснованию законности всех политических событий. Приглашение правящей династии как бы обосновывало идею братства князей, покоящегося на родоначалии, и способствовало единению всех русских земель.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получила в работах Владимира Мономаха (1053-1125) "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому", "Отрывок". В этих произведениях затронут большой круг вопросов: объем власти великого князя, взаимоотношения церкви и государства, нравственные критерии, определяющие оценку великого князя.

Наиболее подходящую форму правления и власти Мономах видел в сочетании единоличной воли великого князя с мнением дружины, укреплении государственного единства, подчинении интересов отдельных областей интересам всего государства в целом.

Мономах также разрабатывает далее проблему ответственности правителя перед подданными. В области внешней и внутренней политики одной из основных задач он считал предотвращение войн.

Политическая идеология класса феодалов нашла отражение в "Русской Правде". Этот памятник права XI-XIII вв. отражает процесс усиления феодальной зависимости населения. Так, в древнейшей части этого документа - Правде Ярослава - за убийство всякого человека устанавливается штраф в 40 гривен. Позже жизнь "княжеского мужа" защищается двойным штрафом в 80 гривен.

В условиях феодальной раздробленности появляется замечательное произведение литературы "Слово о полку Игореве", где автор выступает сторонником сильной княжеской власти. Призывая всех русских князей к единству, он требует их подчинения киевскому князю, призывает их организовать совместный отпор кочевникам.

Важное значение для русской общественно-политической мысли имело произведение, приписываемое Даниилу Заточнику и созданное примерно в конце XII - начале XIII вв. Основной политической идеей произведения "Моление Даниила Заточника является идея сильной центральной власти, представленной фигурой идеального князя, обладающего внешней и внутренней привлекательностью. Однако в духе традиций русской политической мысли власть князя ограничена наличием "думцев", на советы которых он опирается. Идеальное управление реализуется не только при идеальном типе князя, но и при идеальных чертах, присущих его совещательному органу. Внешняя и внутренняя политика должна ориентироваться на сохранение мира. В целом учение Даниила выражает стремление к реализации главной политической задачи того периода - объединение русских земель под властью единого князя в преддверии татаро-монгольского нашествия.

Призывы к объединению, прозвучавшие в произведениях русских политических мыслителей XII-XIII вв., несмотря на свою прозорливость, успеха не имели. В XIII в. Золотая Орда под предводительством Батыя разгромила Киевскую Русь, но Русь сумела сохранить свою религию, систему управления, культуру. На протяжении всего ордынского ига Русь боролась за обретение своей независимости, однако только с объединением земель вокруг Москвы борьба вступила в последнюю фазу, закончившуюся стоянием на р. Угре (1480 г.). Освобождение от владычества монголо-татар ознаменовало новый этап в развитии русской государственности - ликвидацию феодальной раздробленности, сплочение земель вокруг Москвы, утверждение сильной великокняжеской власти.

7.2 Общественно-политическая мысль в период образования и развития Московского государства в XIV-XVII вв.

В период образования и развития Московского государства основными задачами, стоящими перед политической мыслью России, было изучение вопросов происхождения русской государственности, родословия князей, взаимоотношения церковной и светской власти, определения их юридического статуса и властных полномочий, содержания моральных и юридических критериев, которым должен соответствовать властитель. При этом главный акцент общественной мысли в конце XV-XVI вв. был сделан на взаимоотношениях светской и церковной власти и на содержании их социального и юридического статуса. Наиболее известными политическими течениями, полемизировавшими по этому вопросу и придерживавшимися полярных точек зрения, были течения "нестяжателей " и "иосифлян ".

Наиболее видным представителем доктрины "нестяжательства" принято считать старца Нила Сорского (1433-1508). В центре его теоретических построений стоит индивид, обладающий комплексом неизменных психобиологических пристрастий (страстей). Их восемь: чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Наибольшей критике Нил подвергает сребролюбие, которое, по его мнению, появляется в силу неправильной организации общественной жизни. Сребролюбие порождает стяжание - наиболее гибельное для рода человеческого качество. Идеальной формой организации общества он считает раннехристианскую общину, основой социальной организации которой служила общая собственность и обязательность труда для всех. С точки зрения Сорского, все виды трудовой деятельности приемлемы, главное - не допускать присвоения чужого труда.

В силу своих убеждений, Сорский отрицал монастырскую форму организации монашества, как склонную к сребролюбию и стяжательству, и выступал за скитничество. Объективно "нестяжатели" выступали за секуляризацию церковных земель и тем самым за укрепление центральной светской власти. Деятельность церкви ограничивается только духовной областью, в которой неприменимы светские механизмы воздействия на людей. Нил выступает против гонений людей за их убеждения. С его точки зрения, каждый человек имеет право на свободу воли, причем свобода воли предполагает полную внутреннюю самостоятельность, ответственность за свои действия.

Основываясь на тезисе "умного делания", Сорский заложил основу для критически-радикального отношения ко всем писаниям:

"писания бо многа, но не вся божественна суть."

Оппонентами "нестяжателей" выступали "иосифляне"-"стяжатели". Основные положения политической доктрины "иосифлян" были изложены Иосифом Волоцким, Волоколамским игуменом (1439-1515).

Вопрос о соотношении власти церковной и светской Иосиф трактует в пользу первой. Разрабатывая данную теорию, он формулирует понятие государственной власти и выясняет ее происхождение. Источником государственной власти является воля божья, но ее носитель - только человек, он равен всем лицам, над которыми его возвышают лишь данные ему полномочия. Из этого Иосиф делает два основных вывода: 1) властвующая персона по естеству своему равна подвластным, а следовательно и употребление власти должно быть ограничено; 2) властитель, как и всякий человек, может совершать ошибки, за что должен нести ответственность.

Царь, по мнению Иосифа, властвует над телом, та же часть человека, в которой он равен богу, т.е. его нетленная душа, недоступна царским повелениям. Над душой человека властен только бог и его

наместники на земле в лице служителей церкви.

Если царь может личные страсти подчинять основной задаче - обеспечению наибольшего блага подданных - его власть неоспорима. Если же нет, то Иосиф считает возможным оказывать ему сопротивление. Он первый в русской политической литературе начал обсуждать и критиковать личность и действия властителя. Таким образом, Иосиф одним из первых в отечественной политической мысли отделил понятие "происхождение власти" от понятия "употребление власти". Субъективно он вводил сумму критериев, ограничивающих светскую власть в пользу духовной, что само по себе расшатывало идеологические и политические устои государства и в дальнейшем послужило почвой для свободолюбивых традиций, критики тиранических форм и методов правления.

Следующий период в развитии российской государственности приходится на XVI век. В это время становится объективной необходимостью центральное управление всей территорией, объединенной властью московского князя. В связи с этим оживляется "нестяжательская" полемика по поводу права монастырей владеть крестьянами и землями. В тоже время решаются вопросы, связанные с организацией управления страной, происхождением власти, объемом властных полномочий главы государства, организацией правосудия в стране. Определяется курс внешней политики.

Наиболее известным мыслителем на этом этапе развития страны является старец Максим Грек (умер в 1556г.), подлинное имя которого Михаил Триволис. Известно, что он родился в знатной семье в Греции, получил образование в Италии. Затем подстригся в монахи в доминиканском монастыре, после чего вернулся в Грецию, принял православие и поселился в монастыре под именем Максима. Великий князь Василий III в 1515г. обратился к афонским старцам с просьбой отправить в Россию Максима Грека для исправления богослужебных книг. Так старец Максим поселился в Чудовом монастыре. Им было написано много произведений, в которых затронуты политические проблемы. Основой социальной позиции Максима Грека является проповедь "нестяжания" и обязательности личного труда. Политические интересы Максима Грека, главным образом, касались проблем, связанных с наличием законности в действиях власти, происхождением и сущностью верховной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: