Политические и правовые учения Древнего Востока (XIII-IV вв. до н.э.). Первые политико-правовые теории 6 страница

Отвергая представления о божественной природе королевской власти, он утверждал, что правительство получает власть только с согласия управляемых. Локк придавал особое значение идее социального договора, которая им была частично позаимствована из трудов Т. Гоббса.

Но если Гоббс использовал свою идею социального договора с целью оправдать абсолютизм, Д. Локк считал, что социальный договор может быть отменен:

"... У людей остается высшая власть сместить или поменять законодателей, если они обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая оказанного им доверия..."

Защита Д. Локком права на революцию сильно повлияла на Томаса Джефферсона и других американских революционеров.

Локк отстаивал принцип разделения властей, но считал, что законодательство должно быть выше исполнительной власти и власти судебной, которую он относил к ветви исполнительной власти.

Хотя Локк верил в принцип правления большинства, тем не менее считал, что правительство не обладает неограниченными правами.

Большинство не должно подвергать насилию естественные права людей, а также лишать их права на собственность. Правительство может только на законных основаниях взять какую-либо собственность с согласия гражданина. В США эта идея выразилась в лозунге "Никаких налогов без утверждения".

Идеи Д. Локка впоследствии сильно повлияли на американскую революцию, проникли на европейский континент и косвенно повлияли на Великую французскую революцию и французскую Декларацию прав человека.

Политические учения, подготовившие ранние буржуазные революции, в условиях предреволюционной Франции получили широкое распространение и развитие. Социально-экономическая обстановка Франции XVIII в. привела к развитию нового мировоззрения - Просветительства, где идеологи буржуазии выступили от имени всей нации.

Ведущей фигурой французского просвещения был Франсуа Мари Аруэ - более известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Поэт, драматург, романист, историк и философ, Вольтер был лидером свободомыслящего либерализма. Он родился в Париже, по происхождению относился к среднему классу. Отец его был юристом. В молодости Вольтер поступил в колледж иезуитов Луи-ле-Гранд в Париже, потом некоторое время изучал законодательство, но бросил это занятие. Вскоре в Париже он завоевал себе репутацию очень остроумного парня, автора сатирических стишков, за что его арестовали и бросили в Бастилию, где он провел почти год. За это время он написал эпическую поэму "Генриада", а его пьеса "Эдип" была поставлена в Париже. В двадцать четыре года автор этой пьесы стал знаменитым и впоследствии оставался ведущей фигурой французской литературы. Так он стал независимым и богатым человеком. Однако его остроумие и свободолюбие часто ставило его в неприятные ситуации, вынудившие Вольтера покинуть Францию.

Вольтер отправился в Англию, пребывание в которой явилось поворотным периодом в его жизни. Здесь он познакомился с трудами Д. Локка, И. Ньютона, У. Шекспира. Но больше всего его поразила политическая система Англии, демократичность которой резко контрастировала с политическими условиями Франции.

Вернувшись во Францию, он написал свою первую философскую работу "Философские письма". Эта книга, опубликованная в 1734 г., знаменует собой начало французского Просвещения. Одобрительно описав британскую политическую систему, идеи Д. Локка, Вольтер вызвал негодование французских властей и снова вынужден был покинуть Париж. Три года он провел в Германии при дворе Фридриха, затем переехал в Швейцарию, а впоследствии отправился в Фернье, недалеко от французско-швейцарской границы, где прожил двадцать лет, создавая свои литературные и философские произведения, переписываясь с европейскими интеллектуальными лидерами.

Умер он все же в Париже 30 мая 1778 г. По причине его антиклерикализма его не могли похоронить по христианскому обычаю. Только спустя 13 лет победившие французские революционеры перезахоронили его в парижском Пантеоне.

Ведущими его убеждениями были свобода слова, печати и вероисповедания. Вольтер верил в Бога, но протестовал против религиозных догм и считал, что организованная религия - в основном обман.

Сам Вольтер был далек от современной демократии и предпочитал сильную, но просвещенную монархию.

Одним из важнейших его трудов была "Всемирная история: Эссе об обычаях и духе наций " (другой перевод "Опыт всеобщей истории и о нравах и духе народов"). Книга посвящена больше истории культуры стран мира, чем политической истории.

Можно сказать, что Вольтер.не был изначально философом, в значительной степени он популяризировал идеи Джона Локка, Фрэнсиса Бэкона. Но благодаря работам Вольтера идеи демократии, религиозной терпимости, интеллектуальной свободы распространились на большей части Европы. Он сыграл важную роль в изменении климата мнений, что привело в конце концов к Французской революции. Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин были хорошо знакомы с многочисленными работами Вольтера, поэтому многие его идеи вошли в американскую политическую традицию.

Наряду с Вольтером одним из основателей просветительства был Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Политические взгляды его полны противоречий, однако его основные труды представляют значительный интерес. В своем основном труде "О духе законов" Монтескье с большой симпатией пишет о республиканской форме правления. Природу правления он вслед за Аристотелем определяет в зависимости от количества властвующих. Существуют три основные формы правления: республика, монархия и деспотия. Деспотизму - самой отрицательной форме правления - он противопоставляет умеренное правление, осуществляемое в конституционных монархиях и республиках. Монархию Монтекеье противопоставлял деспотии, так

как под монархией он понимал ограниченную законом власть типа английской конституционной монархии.

Монтескье утверждал, что нравственный облик каждого народа, характер его законов зависят от географической среды: климата, почвы, величины территории:

"Законы очень тесно связаны с теми сп особами, которыми различные народы добывают себе средств к жизни".

Способы добывания средств к жизни, по его мнению, коренятся в географической среде. Формы государства зависят и от размера территории: небольшие должны быть республиками, средней величины - монархиями, обширные государства - деспотиями. Правда, он допускал возможность создания республики на большой территории при условии федеративной организации.

Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную развита Монтескье в целую теорию. В разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония.

Взгляды французского философа Жана Жака Руссо (1712-1778) на государство и право были радикальнее политических идей Ш. Монтескье. Руссо сделал основным принципом своей теории идею народного суверенитета, близкую широким слоям плебейского сословия.

Ненавистью к деспотизму, требованием изменить положение народа к лучшему наполнены все его произведения, в том числе и наиболее известные: "Об общественном договоре" (1762 г.), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755 г.). С 1762 г. Руссо имел большие неприятности в отношениях с властями из-за своих политических трудов. Некоторые сторонники отвернулись от него, что сделало его подозрительным, озлобленным и к концу жизни несчастным человеком.

Идея общественного договора и народного суверенитета рассматривалась еще Т. Гоббсом и долго обсуждалась Д. Локком, чьи работы издавались до рождения Руссо. Но он развил ее, утверждая, что народный суверен - это коллективное существо, которое не может быть представлено отдельной личностью. Это власть, осуществляемая общей волей большинства.

В политических работах Руссо много интересных мыслей. Но доминирует над всем страстное желание равенства и такое же страстное чувство, что существующая структура общества невыносимо несправедлива:

"Человек рождается свободным и везде он закован в цепи".

Сам Руссо не мог призывать к насилию, но он, несомненно,

вдохновил других выбрать революцию способом проведения коренных реформ.

Взгляды Руссо на частную собственность часто контрастировали друг с другом. Однажды, он описал собственность как "наиболее священное право граждан". Но его обвинения в адрес чрезмерной собственности, богатства произвели на читателей гораздо больший эффект.

Сам не будучи социалистом, Руссо считается провозвестником социалистических идей. Это касается и основной идеи социального договора, которая заключается в "полном отчуждении каждой личности и всех ее прав в пользу общей коммуны". Эта его фраза оставляет мало места гражданским правам и свободам.

Видным представителем классической немецкой философии и немецкого Просвещения был Георг Вильгельм Гегель (1770-1831), относимый к философам-идеалистам, оригинальная философская концепция которого всегда вызывала различные интерпретации. Его анализ вопросов государства и права изложен в классическом труде "Философия права" (1820), а также таких, как: "Феноменология духа", "Философия духа", "Философия истории", "Конституция Германии". Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства, так как она уничтожает божественный дух, величие и авторитет государства. Он считал, что государство развивается из религии и его следует почитать как "некое земнобожественное существо":

"Государство - это шествие Бога в мире, его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога".

Таким образом, Гегель исходит из первичности идеи государства, реальные же государства для него не имеют особого значения. Касаясь проблемы разделения властей, он выступает против их абсолютной самостоятельности, потому что она приводит к разрушению государства.

Гегель являлся сторонником наследственной конституционной монархии, которая имеет три власти: законодательную, правительственную (исполнительную) и власть государя. При этом все три власти должны образовывать единство при объединяющем начале государя.

Вообще он полагал, что не существует такого государственного устройства, которое было бы пригодно для всех народов:

"... Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быт ь внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности".

В учении о праве философ придерживался идеи: "что разумно, то действительно; что действительно, то разумно". Как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля справедливость, право действительны лишь в государстве, которое соответствует своей идее.

Многие исследователи считают идеи Гегеля о государстве и праве тоталитарными. Вряд ли это справедливо, потому что тоталитаризм XX века - антиправовая и антигосударственная по своей сути форма организации власти.

Политическая и правовая мысль получила в XVIII в. распространение и в британских колониях, основанных в XVII-XVIII вв. на атлантическом побережье Северной Америки. Экономический подъем в колониях основывался на жестокой эксплуатации мелких фермеров, ремесленников, рабочих, а особенно негров, превращенных в рабов. Он сопровождался массовым истреблением коренного населения - индейцев. Следствием усиления как внутренних противоречий с местными властями, так и противоречий с метрополией явилась война за независимость 1775-1783 гг. американского народа против англичан. Это была буржуазно-демократическая, антиколониальная революция, гражданская война. Ее основные силы - фермеры и рабочие - выступали не только за независимость страны, но и за политические права и свободы.

Война за отделение североамериканских колоний от метрополии получила воплощение в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, утвержденной 4 июля 1776 г. В истории борьбы американского народа за демократию особо выделяется имя Томаса Джефферсона (1743-1826) - автора знаменитой Декларации независимости Соединенных Штатов Америки.

Т. Джефферсон, третий президент США, родился в г. Шедвелл, штат Вирджиния. Его отец был удачливым плантатором и оставил сыну большое состояние. Джефферсон два года учился в колледже, но не получил степени; затем несколько лет изучал закон и был принят в адвокатуру Вирджинии.

В 1775 г. его выбрали одним из делегатов от Вирджинии на Второй континентальный конгресс, а в 1776 г. он создал проект Декларации независимости. Ее основное значение - это утверждение американских идеалов. Выраженные в ней идеи не придуманы Джефферсоном, а большей частью позаимствованы из трудов Д. Локка. Декларация не являлась оригинальной философией, а стала кратким выражением убеждений, уже существовавших у американцев. К. Маркс назвал этот документ первой декларацией прав человека. В ней говорится:

"Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью."

В Декларации естественные права человека превращаются в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству. Государственное признание субъективных прав личности поставило преграду произволу власти. Впервые в истории основой государственной жизни была провозглашена идея народного суверенитета. Из народного суверенитета вытекает право народа на восстание, а также установление удобной ему политической формы.

Политическим идеалом Т. Джефферсона стала демократическая республика фермеров, где народ участвует через своих представителей в управлении государством, все должностные лица избираются на ограниченный срок и подвергаются народному контролю. Джефферсон негативно отнесся к утверждению Монтескье о том, что республика по своей природе требует маленькой территории. Он доказывал, что наоборот большая территория благоприятствует развитию республики.

В 1777 г. Джефферсон вернулся в законодательный орган Вирджинии и сыграл главную роль в проведении важных реформ. Двумя его планами были:

план по образованию, включавший в себя: всеобщее начальное образование, государственный университет, где наиболее одаренные могли бы получить высшее образование, систему стипендий.

"Устав Вирджинии по религиозной свободе", где обеспечивалась полная религиозная терпимость и отделение церкви от государства.

Те же самые идеи вскоре были приняты в биллях прав других штатов, а позже - в Конституции США

В 1779-1781 гг. Джефферсон находился на посту губернатора Вирджинии, затем стал членом Конгресса, потом был послом США во Франции, а впоследствии два срока подряд избирался президентом США (1800-1808 гг.). Во время президентства Джефферсона США приобрели мирным путем территорию Луизианы, что почти вдвое увеличило территорию страны (Наполеон Бонапарт принял решение продать Луизиану Соединенным Штатам).

Итак, Т. Джефферсон вошел в историю США как активный и успешный политик, но идеи были все же более важным вкладом. Хотя идейные заслуги следует справедливо поделить между большим числом людей, включая самого Джефферсона, а также таких европейцев, как Джон Локк, Вольтер и многих других.

9. Политические и правовые учения Запада и Востока в период утверждения и развития капитализма (XIX-XX вв.)

В первой половине XIX века возникло одно из ведущих направлений философии - позитивизм, ставший основой соответствующих теорий политики, государства и права. Основатель позитивизма - французский социолог Огюст Конт (1798-1857).

Основными его трудами являются "Курс позитивной философии" в шести томах, "Система позитивной политики" в четырех томах.

Конт первым из ученых вводит понятие социальной физики или социологии и требует полагаться не на догадки, а на тщательное использование наблюдений, экспериментов и сравнений для соответствующих теоретических обобщений. Свою проектируемую социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. Под, первой имелось в виду исследование ограниченного во времени ряда социальных явлении во взаимосвязи компонентов, т.е. социальной структуры. Под второй - анализ изменений или последовательных состояний взаимосвязанных социальных фактов. По мнению Конта, социальная динамика отождествляется с прогрессом. Различие между ней и статикой не есть наличие двух классов фактов, оно заключается в двух аспектах подхода к анализу социальных явлений.

Ценность социальной статики Конта для последующей социологической мысли заключается в том, что он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда.

Одним из основных постулатов Конта является взаимосвязь социальных элементов, частей и подразделений, а также акцент на существование двух типов социальных систем - семейной ассоциации и политического общества. В первой из них связи основываются по преимуществу на чувствах солидарности и согласия. По мере того, как общество приближается ко второй системе, резко выраженное разделение труда между функциональными секторами и сложной организацией экономических взаимодействий рассматривается как угроза стабилизации. Государство как высоко развитая политическая форма служит для объединения специализированных функций составных частей, но оно дополняется системой социальных классов, которая отражает доминирующий институциональный характер общества.

В области социальной динамики, т.е. социального изменения, Конт был одним из первых, кто отделил понятия прогресса и усовершенствования от нейтрального понятия развития. В области социальной причинности как основы социального изменения он отметил такой главный фактор, как политическое действие, поскольку оно поддается воздействию людей.

К 40-м годам XIX века произошли буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции, Северной Америке, расчистившие почву для быстрого развития капитализма в этих странах. Капитализму сопутствовали экономические кризисы, обострение классовой борьбы. В 30-х годах развернулось мощное движение чартистов в Англии, обострилась классовая борьба во Франции и Германии. На этом социально-политическом фоне возникает марксизм как идеология международного пролетариата. Марксистское учение о государстве и праве явилось преемником революционных течений, развивавшихся до него. Мечта о равенстве и социальной справедливости жила в человечестве много веков.

Вначале представления о социализме - обществе, основанном на уничтожении частной собственности на средства производства, были утопическими. Начиная с Платона, ранних христиан, затем социалистов- утопистов (T. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др.) предлагались различные умозрительные варианты социалистического будущего.

В середине XIX века попытку научного обоснования социализма и путей к нему совершили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они сосредоточили свое внимание на исторической роли пролетариата, последнего, по их мнению, угнетаемого класса, призванного революционным путем освободить человечество от мерзости классовой эксплуатации.

Карл Маркс (1818-1883) - основоположник "научного социализма" родился в Германии в городе Трир. Его отец был адвокатом. В 17 лет Карл поступил в Боннский университет, чтобы изучать право. Затем он перешел в Берлинский университет и позже получил степень доктора философских наук в университете г. Йена.

Впоследствии Маркс обратился к журналистике, был редактором "Рейнской газеты" в Кельне, но в связи с конфликтной ситуацией переехал в Париж, где в 1844 г. встретился с Ф. Энгельсом. Между ними возникла крепкая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Их интеллектуальное сотрудничество было настолько тесным, что совместный труд можно было бы рассматривать как единое произведение. Но принято считать, что К. Маркс в этом сотрудничестве играл доминирующую роль.

В 1847 году К. Маркс опубликовал свою первую фундаментальную работу «Нищета философии», где изложил концепцию материалистического понимания истории и заложил основы для теоретической разработки политической экономии капитализма. В 1848 году вместе с Ф. Энгельсом они издали совместный труд "Манифест Коммунистической партии". Вскоре (в августе 1849г.) К. Маркс переехал в Лондон, где и провел остаток своей жизни. Первый том "Капитала", главного труда Маркса, появился в 1867 году. Остальные два тома после его смерти отредактировал и издал Ф. Энгельс по рукописям Маркса.

Работы К. Маркса создали теоретическую основу коммунизма и многих форм социализма.

Ни один философ в истории не оказывал такого влияния на мировое развитие как Маркс сто лет спустя после написания своих трудов. Правда, остается открытым вопрос о месте самого Маркса в коммунистическом движении, т.к. советское правительство никогда строго не руководствовалось его трудами.

Политическую доктрину Маркса нельзя рассматривать без открытого им материалистического понимания ucmopuи. Проблема движущих сил общественного развития занимала многих философов. Так, Ш. Монтескье и Л.И. Мечников видели их в географической среде; Гегель и французские просветители - в духовном факторе. Маркс же считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных процессов.

Свое материалистическое понимание истории он изложил в "Предисловии" к "Критике политической экономии":

" В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще".

Причем, Маркс не принижал роль неэкономических факторов, считал, что экономика определяет весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе развития другие сферы - социальная, политическая, духовная могут играть доминирующую роль. Так, в частности, в становлении капитализма в Германии доминирующую роль играла протестантская религия. Неэкономические факторы обладают относительной самостоятельностью, имеют свою логику развития. Так, в экономически отсталой стране может достичь колоссальных успехов какая-либо область духовной сферы.

Открытое Марксом материалистическое понимание истории совершило переворот в философских взглядах на общество. И хотя Маркс постоянно подвергался и подвергается критике, нельзя отрицать, что в научном познании общества он открыл новые возможности и новые категории - способ производства, производительные силы, производственные отношения, общественное сознание и другие.

В политическую теорию он ввел такие категории, как «диктатура пролетариата», «переходный период», «низшая фаза общества», «высшая фаза общества» и т.д.

Исходя из интересов различных классов, логики исторического процесса, Маркс утверждал, что каждая последующая ступень развития общества является более прогрессивной в сравнении с предыдущей. Поэтому буржуазный способ производства, основанный на антагонизме, подготавливает условия для перехода общества к социализму, где этот антагонизм будет разрешен. В лице пролетариата Маркс находит тот социальный класс, который должен осуществить социалистическую революцию и построить новое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Капитализм по Марксу имеет два порока:

Первый - необходимость производства продуктов в форме товаров, что создает торгашеский, проституированный характер общественных отношений. Рыночный, стоимостной механизм приводит к стихийности и немыслим без конкуренции, которая дорого обходится обществу.

Второй порок состоит в том, что основной целью производства становится прибавочная стоим полученная на основе продажи рабочей силы и ставшая источником эксплуатации.

Оба эти порока - следствие частной собственности на средства.производства, поэтому ее нужно обобществить, а трудящихся ассоциировать на основе совместного владения, распоряжения и использования средств производства.

По Марксу, капитализм исчерпывает возможности товарного рыночного хозяйства и государственного регулирования, сменяясь бестоварным и самоуправляемым способом организации.

Часто указывают на то, что марксистская экономическая теория глубоко ошибочна. Конечно, многие конкретные предсказания Маркса не оправдались. Так, он предполагал, что в капиталистических странах рабочий класса будет становиться беднее, но этого не произошло. Он также предполагал, что средний класс будет ликвидирован, большая его часть перейдет в пролетариат. Но общий анализ буржуазного общества, данный Марксом, вряд ли кто-нибудь опровергнет.

То новое, что внес Маркс в политическую теорию, изложено им в письме к И.Вейдемейру от 5 марта 1852 года:

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое раз витие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве сле дующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; что эта диктатура сама составляет переход к уничтожению всяких классов и к бесклассовому обществу...».

С точки зрения Маркса, буржуазное государство свергается, а социалистическое отмирает постепенно по мере создания условий для перехода к бесклассовому обществу.

Политическая теория Маркса предполагала, что становление нового строя - «долгие муки родов» через социализм (низшую фазу) к коммунизму (высшую фазу). Карл Маркс дал характеристику первой фазы посткапиталистического общества — социализма, где пока нет изобилия и действует принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Товарные и политические отношения постепенно сменяются непосредственно общественными - «прозрачными», «разумно ясными» отношениями.

Наиболее ярко Маркс охарактеризовал коммунизм:

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Чем объединить трудящихся в единое целое, если отпадает экономическое принуждение? В классической концепции социализма на эти вопросы конкретного ответа нет, но Маркс и Энгельс связывали нетоварный социализм с самоуправлением.

Истина состоит в том, что идеи Маркса можно неправильно понять или интерпретировать, что можно сказать и об идеях Иисуса Христа, Будды, Магомета. Однако, не вызывает сомнения, что основным критерием при определении роли Маркса является оценка влияния коммунизма на историю развития мира. После смерти Маркса столетием спустя в мире было более миллиарда людей, считавшихся его последователями. Это самое большое число приверженцев, которое имела когда-либо идеология.

Продолжая анализ позитивистского направления в социологии, следует назвать выдающегося последователя О. Конта англ. позитивиста - Герберта Спенсера (1820-1903 г.г.). Он является представителем органической теории государства, получившей распространение под влиянием успехов биологии.

Основой политического учения Г. Спенсера является аналогия государства с биологическим организмом. Главный труд Г. Спенсера «Основания социологии» представляет собой систематически проведенную им аналогию между биологическими и социальными организмами. Как и всякое живое тело, государство включает два основных процесса: дифференциацию и специализацию.

Дифференциация состоит в развитии от однородного к разнородному: государство растет в размерах, усложняется его строение; подобно биологическому организму государство растет, размножается, стареет и гибнет.

Специализация представляет собой объединение индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет только ей свойственную функцию. Так образуется система органов политического тела.

В войнах и насилиях, по Спенсеру, проявляется закон борьбы за существование государств, «выживание сильнейших», как необходимое условие развития политического организма более высокого типа.

Г. Спенсер выделял два типа государства:

Примитивный или военный.

Высший или индустриальный.

Примитивный тип характеризуется деспотичностью, военным принуждением, полным подавлением личности государством.

Индустриальный тип основан на свободе, равноправии и подчинен благу индивида. Необходимым условием его существования является невмешательство государства в социально-экономическую жизнь, свободная конкуренция и частное предпринимательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: