Полисом в Др. Греции называли город-гос-во. Оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий.
На рубеже VI-V в.до н.э. формируются особенности полисной правовой культуры. Ее особенность в том, что право стало рассматриваться как выражение идеала справедливости. Следовательно, если право несправедливо, оно и не нужно. Проблема соотношения права и справедливости становится ведущей в античном правоведении, и задачи большинства античных авторов сводилась к тому, чтобы найти критерии справедливости в праве. Эта проблема дожила и до наших дней. Высшей справедливостью в праве считалось в античности достижение политического подобия (isonomia). Признаки изономии:
* От природы у людей разные способности; * В полисе граждане подобны друг другу, так как все они подчинены одним и тем же законам. Это была первая теоретическая формулировка принципа равенства перед законом (Солон, Платон, Аристотель и т.д.)
Право рассматривается, как способ установить равновесие интересов в полисе. Если весы Фемиды равновесны, то справедливо. Выделялось два уровня равновесия:
|
|
* Равновесие частных интересов между гражданами, *Равновесие интересов между гражданином и полисом.
* Стремление разделить понятие права и закона. Закон рассматривался как общеобязат. предписание публичного хар-ра, регулирующее меру дозволенного поведения, с целью достижения справедливости. Т.о., закон стал рассматриваться как должная мера справедливости, в отличие от права – общих принципов справедливости.
* К закону стали предъявляться достаточно жесткие требования формального хар-ера:
o Законопроекты обязательно обсуждаются, так как справедливость должна охватывать интересы всего общества. Лучше, чтобы обсуждение велось на одну тему по разным вопросам. Требование к политикам и законодателям – красноречие. Слово рассматривалось как один из элементов политического управления. Значит, на первом месте стояла логика, на втором – риторика.
o Закон должен записываться. Обоснование записи было нужно. Царь придает закону точный, постоянный хар-ер. В результате возникает гарантия сохранения равновесия интересов. Через закон происходи достижение гражданского мира в обществе.
o Закон не может отменяться произвольно, - только в установленном порядке.
В результате в полисе возникает убеждение, что справедливость во многом зависит от действий человека. Т.о., право постепенно теряет свой религиозный хар-ер, становясь явлением рациональной светской культуры. Впоследствии разрабатываются различные концепции справедливости: Теория справедливости Солона (ок. 638-559гг. до н.э.), Теория философа Фалея (ок. нач. V в до н.э.).