Правопонимание советского периода в России

Политические идеи евразийцев.

Наиболее интересным и в то же время авторитетным направлением политико-правовой мысли XX в. в России можно считать ЕВРАЗИЙСТВО. Евразийцы во многом продолжили идеи славянофилов, и прежде всего их главную мысль — самобытность России и неприятия Запада. При этом особенность России и ее исторического пути они выводили скорее из географии, геополитики, нежели из истории и культуры (например, Л.Н. Гумилев).Евразийцы, в отличие от многих славянофилов, были государственниками. Они не делали трагедии из победы большевиков, считая ее временным явлением по причине провозглашения большевиками атеизма и классовой борьбы, что не могло, по их мнению, прижиться в России. Интересно, что зло большевизма П.П. Сувчинский воспринимал как зло во благо: революция, изолировав Россию из международных отношений, заставит русскую государственность искать свой самостоятельный путь развития, а это неизбежно вернет Россию в лоно евразийства.Возрожденная Россия — Евразия представлялась Н.С. Трубецкому, IIН. Савицкому, Л.П. Карсавину и другим евразийцам над классовым государством, не зависящим от поддержки какой-либо социальной группы, а организованным благодаря особой социальной группы - правящего слоя, стоящего вне классов. Одновременно государство, особенно в трактовке Л.П. Карсавина, выступало культурным феноменом — как форма личного бытия и личное качествование культуры (термин Л.П. Карсавина

Право как орудие диктатуры пролетариатаКонцепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Д.И. Курский, нарком юстиции в 1918—1928 гг.Право в условиях диктатуры пролетариата — это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus», для признания и защиты прав и свобод индивида.Курский восхвалял деятельность «революционных народных судов» как нового источника правотворчества, особо подчеркивая то обстоятельство, что «в своей основной деятельности — уголовной репрессии — народный суд абсолютно свободен и руководствуется, прежде всего, своим правосознанием».Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетарское, коммунистическое право». Советская власть, поясняет он, разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность». Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства. Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который даже по оценке Курского «был по преимуществу системой принудительных норм».

Право — порядок общественных отношенийЗаметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П.И. Стучка. По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «Юридический социализм». Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необходимости нашего нового правопонимания».Основными началами нового революционно-марксистского правопонимания Стучка считал:классовый характер всего общества;революционно-диалектический метод (вместо формальной логики);

материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из законов или правовых идей).Признавая при этом «необходимость и факт особого советского права», Стучка видел эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право».

Меновая концепция праваДля большинства советских марксистских авторов послереволюционного времени классовый подход к праву означал признание наличия так называемого пролетарского права.По другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е.Б. Пашуканиса и, прежде всего, в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1-е изд. — 1924 г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представление о праве, имеющиеся в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Для Пашуканиса, как для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право — это последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал «пролетарское право». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возможности «пролетарского права» и действительным правом для него было лишь буржуазное право, которое необходимо преодолеть, его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое отрицание носили теоретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и, прежде всего, сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правовой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторил, обосновал и развил то, что до революции было уже сказано Марксом, Энгельсом и Лениным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: