Развитие культуры России в XVII в

На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния. Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Наиболее известные произведения: “Сказание” Авраамия Палицына, “Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Словеса” князя Ивана Андреевича Хворостинина, “Повесть” князя Ивана Михайловича Катярева- Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в “Новом летописце” 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения- укрепление положения новой династии Романовых.

В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Самуил Емельянович Петровский- Ситнианович, выходец из Полоцка (Симеон Полоцкий). В 1661 г. он переехал в Москву, где стал учителем при царских детях. Симеон Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии, кроме того, были широко распространены его публицистические произведения во славу самодержавия. Народно-обличительное направление представляет “Житие протопопа Аввакума” им самим написанное. Его автор, вдохновитель движения старообрядцев, проповедует идеи древнего благочестия.

На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей - “Повесть о Горе-Злочастии”, “Повести о Савве Грудцыне”, “Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Ерше Ершевиче”, “Калязинская челобитная”. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево-вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича- в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. был построен грандиозный Ростовский кремль, в это же время завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло- Белозерского.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры -московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, практически сохранило традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. Ставшая художественным центром страны. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, портреты, украшали рукописи, изготавливали мебель, утварь, игрушки. На протяжении 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков, создавший свою школу. Сам художник интересовался изображением человеческого лица, некоторый отход от традиций виден в его произведениях - иконах “Нерукотворный спас”, “Насаждение древа государства Российского”.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Появились первые печатные буквари - первый, составленный Василием Бурцевым, опубликован в 1634 г., в конце столетия появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов; в 1680 г. - школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г.- Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: