Архитектура первой половины XVIII в. характеризуется общей демократизацией, преобладанием гражданского и фортификационного строительства, формированием новых стилей, господством принципа регулярности в русской градостроительной практике и заметным сближением русской архитектуры с архитектурой Западной Европы.
6.1. Особенности социально-экономического и политического развития страны обусловили преобладание гражданского строительства.
6.1.1. Важным направлением гражданского строительства становится возведение административных и общественных построек. Уже в первой четверти столетия в Петербурге были построены Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство, здание Кунсткамеры; в Москве - Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки.
6.1.2. Строительство мануфактур, заводов и рудников обусловило развитие промышленного строительства.
6.1.3. Как и в предыдущем столетии значительное место в русской архитектуре занимало строительство дворцов для представителей высшей знати.
|
|
6.2. В области градостроительства под влиянием планировочных и композиционных принципов западноевропейской архитектуры произошел переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Характерными чертами принципа регулярности были геометрическая правильность планировки, наличие единых правил и приемов строительства и оформления, симметричность в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.
6.2.1. Впервые в России принцип регулярности был использован при строительстве Петербурга, которое стало важной вехой в развитии русской архитектуры. В создании архитектурного облика новой столицы значительную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезини и русский зодчий М.Г. Земцов. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости. В 1714 г. им были разработаны типовые проекты жилых домов для представителей разных социальных слоев (для подлых. зажиточных и именитых горожан), к 1718 г. было построено более 4 тысяч жилищ. Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двеннадцати коллегий. Земцов участвовал также в создании Летнего сада, дворцово-парковых ансамблей в Петергофе, загородной резиденции царей на Финском заливе и в сооружении здания Кунсткамеры совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем и Г. Кьявери.
Отличительная особенность Петербурга - обилие общественных и административных построек. Своеобразным административным и культурно-просветительным центром города стал Васильевский остров.
6.2.2. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки были распространены на старые русские города. Специальная комиссия составила более 400 проектов перепланировки городов.
|
|
6.2.3. Широкий размах градостроительных работ вызвал необходимость организации архитектурного надзора, развития теоретического и административно-организационного аспектов строительного дела. Для руководства застройкой Петербурга была создана Канцелярия городовых дел (позже - Канцелярия от строений), которую возглавил Д. Трезини. Важным этапом в развитии теоретических и административных сторон градостроительства стала разработка М.Г.Земцовым и И.К.Коробовым в 1740 г. трактата-кодекса Должность архитектурной экспедиции.
6.2.4. Под руководством М.Г.Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров, а в 1749 г. ученик Коробова Д.В.Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу.
6.3. Стилевые направления. Господствующим архитектурным стилем первой половины XVIII в. стало барокко (в переводе с итальянского - причудливый, странный) - один из главных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны монументальность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Русское барокко обладало рядом национальных особенностей, обусловленных влиянием традиций отечественного зодчества.
6.3.1. Петровское барокко. Архитектура начала века характеризуется четкостью планов, скромным декоративным убранством сочетающимися с отдельными элементами барокко. Этот стиль получил название петровское барокко,так как его возникновение связано со строительством Петербурга, непосредственное участие в планировке и застройке которого принимал сам Петр I. Выдающимися образцами этого стиля в Петербурге являются Петропавловский собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера и другие постройки. В Москве в стиле петровского барокко были возведены Лефортовский дворец и знаменитая Меншикова башня.
6.3.2. Зрелое барокко. К середине XVIII в. барокко достигает своего расцвета, приобретает свойственную этому стилю пышность, декоративную насыщенность.Крупнейшим мастером зрелого барокко в России был В.В. (Ф.)Растрелли. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе и ряд дворцов для петербургской вельможной знати.
В Москве ряд проектов в стиле русского барокко создал Д.В.Ухтомский. В 1753 г. по его проекту триумфальные Красные ворота были заменены каменными.
Русское зрелое барокко развивалось в рамках общеевропейского, но не было его механической копией. Традиции западноевропейской барочной архитектуры были переосмыслены под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, крылец, растительных мотивов в декоре и т. д.
6.3.3. Рококо. Характеризующийся усложненными планировками, изогнутыми формами и прихотливым изяществом декора, широко распространенный в это время во Франции стиль рококо не оказал существенного влияния на русскую архитектуру. Влияние рококо в России проявилось главным образом в лепном декоре зданий и отделке дворцовых интерьеров, в том числе созданных В.В. Растрелли.
6.4. Внедрение новых архитектурных принципов и распространение новых стилей сочеталось с сохранением богатых традиций русского зодчества.
6.4.1. В петербургской архитектурной школе преобладало влияние западноевропейского искусства, традиции русского зодчества влияли здесь незначительно.
6.4.2. Москва и провинция. Взаимосвязь и преемственность русского средневекового зодчества и архитектуры нового времени особенно ощутимы в Москве, где к отечественным традициям относились более бережно, и в провинции. Архитектура некоторых провинциальных городов характеризуется прямым продолжением традиций древнерусского зодчества.
|
|
6.4.3. На основе древнерусских традиций продолжалось развитие деревянного зодчества. Его наивысшим достижениембыло возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера. К числу наиболее выдающихся памятников ансамбля относится центральная 22-хглавая Преображенская ц. (1714), выстроенная народными мастерами без единого гвоздя.