Юрий павлович Казаков

(1927 - 1982)

Ярко выраженный лиризм рассказов писателя. Его творчество как «роман рассказчика» - своеобразная духовная автобиография. Настойчивое обращение к традициям русской литературной классики: стремление восстановить прерванные связи. Отказ от рассмотрения человека преимущественно в его социальном статусе, внимание к нравственным проблемам. Обращение к изображению природы как равноправной человеку части мироздания. Музыкальность как важнейшая черта стиля.

Ранние рассказы писателя («На полустанке» (1954)) как полемика с традиционной для литературы 1930–50-х годов концепцией положительного героя. Традиции И.А.Бунина в стремлении к жесткому реалистическому изображению жизни и человека.

Порожденная впечатлениями военного детства идея быстротечности и необратимости жизни и связанное с ней стремление писателя «остановить мгновение». Фрагментарность как основная черта структуры рассказов писателя. Понимание счастья как наивысшей напряженности проживаемых «мгновений жизни», изобразительное мастерство в воссоздании картин этих «мгновений». Роль мотива воспоминания как попытки возвращения к былому счастью (рассказы«Ночь» (1955), «На охоте» (1956), «В тумане» (1959)).

Поиск Ю.Казаковым устойчивых начал жизни, стремление к познанию коренных основ национального духа. Обращение вслед за М.М.Пришвиным к теме русского Севера (рассказы«Поморка» (1957), «Никишкины тайны» (1957), «Манька» (1958), книга «Северный дневник» (1972), повесть «Мальчик из снежной ямы» (1972-1976 гг., опубл. В 1983 году). Проблема извечно драматического противостояния человека и природы и формирования подлинно значимых ценностей именно в условиях этого противостояния.

Исследование современного человека в аспекте его взаимосвязи с землей (рассказы «На полустанке» (1954), «По дороге» (1960), «В город» (1960), «Легкая жизнь» (1962), «Нестор и Кир» (1965): изображение процесса распада исконных основ человеческого существования.

Своеобразие соотношение мотивов дома и дороги в творчестве писателя: дорога как способ обретения счастья в познании жизни писателя: дорога как разрыв связей с местом, в котором родился.

Рассказ «Трали-вали» (1958) как этапный в творчестве писателя. Глубокий лиризм произведения. Острая постановка проблемы таланта и его влияния на позицию человека в жизни. Объективный подход к выявлению причин духовной вялости героя. Исследование процесса самосознания современного человека через акцентирование внутренних скрытых процессов духовного существования. Музыкальность структуры рассказа.

Мотив «разлучения душ» в рассказах 1960 - 1970-х годов как свидетельство активизации размышлений писателя о смерти, ее катастрофической сущности.

Своеобразие художественного решения темы любви как прощания в рассказах «Осень в дубовых лесах» (1962), «Двое в декабре» (1962), «Адам и Ева» (1963).

Изображение процесса утраты современным человеком чуткости и понимания во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. («Вон бежит собака» (1963), «Ночлег» (1963), «Кабиасы» (1964). Глухота героев к звучанию бытия, их стремление отгородиться от «живого» звука жизни.

Эсхатологические мотивы в позднем творчестве писателя. Образы войны, разрушения, смерти в повести «Две ночи» (1962), очерке «Зависть» (1969) как свидетельство неправедности бытия человека.

Рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977). Усложнение структуры рассказов, ее ориентация на миф и аллегорию. Детство и Смерть как трагически взаимосвязанные начала бытия. Исследование души ребенка в ее гармонической взаимосвязи с естественной жизнью и мистической связи с высшими началами бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: