Пути развития литературы в ситуации постмодерна

Начиная с конца 1980-х годов, в характеристике российской действительности ключевым является слово «кризис». Речь идет о кризисе мировоззренческом, ибо рухнула прежняя, сложившаяся в советскую эпоху система ценностей, а новая еще не сформировалась; о кризисе гуманистического сознания, который является отражением духовного состояния современного общества. Естественным следствием этих процессов стали и кризисные явления в культуре (литературе в том числе). В чем же конкретно проявляются те изменения, которые произошли в русской литературе конца 1980-х и в 1990-е годы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо начать с предыстории.

В течение веков русская литература выполняла функцию своеобразного учебника жизни. Ей изначально была свойственна учительская, проповедническая миссия. Литература формировала сознание читателя, способствовала созданию нравственного климата в обществе, пробуждала в сердцах «чувства добрые».

Мировоззренческая функция литературы долгие годы считалась самой важной. «Поэт в России больше, чем поэт», – сказал однажды Е.Евтушенко. И действительно, в России художник слова сознавал себя и философом, и историком, и психологом, и учителем в школе для взрослых.

Но в 1990-е годы происходит постепенная дифференциация функций литературы: помимо мировоззренческой, идеологической, обрели право на существование игровая, развлекательная, информативная функции. Литература утратила свое положение наивысшей сферы общественного сознания. Точнее, эта функция не осознается ныне как главная и единственная. В результате происходит изменение и роли писателя, и роли читателя, и характера самой литературы. Это не означает, что связь с предшествующей традицией, прежде всего, с традицией русской литературы XIX века, с Серебряным веком, с советской классикой окончательно прервалась. Диалогические связи с ней служат своего рода питательной почвой для современной литературы, но характер и формы этого диалога значительно изменились и усложнились.

Попытаемся нарисовать картину современного литературного процесса, прочертив, хотя бы пунктирно, пути, по которым происходит его движение. Мы полагаем, что можно выделить три основных направления развития отечественной литературы: два полюса представляют реализм и постмодернизм, третий путь, наиболее продуктивный и перспективный, связан с синтезом реалистических, постмодернистских, модернистских и других тенденций. Разумеется, это деление условно, ведь постмодернистская ситуация, в которой происходит развитие современной литературы, не признает границ, сближает оппозиции, поэтому даже в творчестве отдельных авторов мы наблюдаем взаимодействие, переплетение различных дискурсивных стратегий. Мы сознаем, что любая попытка живой творческий процесс втиснуть в жесткие рамки классификации чревата односторонностью, и все же, пусть с оговорками, представляется возможным выделить эти три основных направления развития. Рассмотрим каждый из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: