double arrow

СОЦИОЛОГИЯ ХХ СТОЛЕТИЯ: ПРЕДМЕТ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ


Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «История социологии» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

- обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами, тематическими планами и конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;

- использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, круглые столы диспуты;

- формирование индивидуальных образовательных интересов посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитических докладов.

1. Современная социология, и её периодизация.

2. Предметное поле современной социологии, и её структура.

1. Современная социология и её периодизация.

Что означает понятие «современность», чей возраст по сравнению с некоторыми науки относительно невелик. Э. Гидденс полагает, что социология – это наука о современном этапе развития общества, который охватывает последние 200 лет. В социологии есть и другое понимание современности (последние десятилетия или даже пятилетия). В настоящее время многие отечественные социологи относят современность ко всему периоду с конца 80-х – начала 90-х. то есть современность – постсоветский период, крушение тоталитарных и авторитарных режимов, распад системы социалистического содружества. Однако если брать за основной критерий – глубину радикальных преобразований в науки, то принцип определения понятия «современность» будет иным.




Основная проблема при определении понятия «современность» определить верхние и нижние хронологические рамки. В настоящее время существуют две точки зрения на этот предмет:

1. современность в социологии – период после окончания Второй мировой войны, и соответственно (первый этап 1945-до конца 60-х; второй – с конца 60-х до наших дней, автор Култыгин В. П.). Основания для периодизации послевоенное изменение взглядов на общество, на возможность управлять массовыми социальными процессами. Развитие социологической науки также обозначено теми же рамками, в первую очередь появлением теории среднего уровня (Р. Мертона), которая привела к качественному скачку и развитию ряда новых отраслей в социологии. В институциональном отношении также произошли крупные изменения: социология из университетов вышла на уровень крупных научно-исследовательских центров.

2. Однако существует и другая точка зрения (Добреньков В. И., Кравченко А. И., Капитонов Э. А.). По их мнению, современный этап развития социологии начинается в 1920-х гг. В это время общество вступает в индустриальный период развития, центр мировой социологической мысли перемещается из Европы в Штаты. Современность социологии с 20-х гг, заключается и в том, что методологическая её основа и методическая не потеряли своей актуальности и до нашего времени, а именно это «разработанность методов и техники, измерительных процедур и числовых эквивалентов в эмпирической социологии и сегодня, в принципе, предопределяет исследовательскую практику, уровень профессиональных норм». С данной периодизацией можно согласиться ещё и потому, что 10-20 –е годы – время мощных социальных трансформаций, требовавших их социологического осмысления. Первая Мировая война, буржуазные, социалистические революции, мировой экономический кризис и способы управления социальными процессами также требовали осмысления. Что касается самой науки социологии, то всё более прочными становятся позиции эмпирической социологии, появляется новое отношение к предмету и методу социологического исследования. в качестве предмета стала выступать не вообще социальная реальность (общество в целом), а её конкретные проблемы, социальные факты, имеющие значение для общества. Что касается метода, то речь идёт об использовании в исследованиях ряда специальных методик (опросов устных и письменных, позволяющих выявлять субъективные мнения и оценки).



К особенностям современной социологии можно отнести:



1. Эмпирическая социология, став самостоятельной, встала не только наравне с теоретической социологией, но и иной раз более значимой, чем вторая.

2. Возникают и реализуются многочисленные попытки свести теоретическую и эмпирическую социологию. Одним из наиболее удачных вариантов была теория среднего уровня Р. Мертона.

3. В наше время осуществляется процесс глубокой структурной и содержательной дифференциации социологической науки. Это появление отдельных отраслей, течений, движений, направлений, что позволяет конкретизировать социологические знания, приблизить их к потребностям общества.

4. Одновременно налицо другая тенденция: тенденция к интеграции, стремление сблизить социологию с историей, философией, экономикой, правом, педагогикой и т.д. Одновременно социология сближается с естественно-научным направлением (математика, информатика, биология и т.д.).

5. Характерно, что социология выступает не просто как наука, но как образ мышления, поскольку касается всех сфер человеческой жизни, видения мира в целом.

6. Возможность практического применения социологических знаний превратило социологию в одну из престижнейших сфер знаний, а профессию социолога (как практика, так и теоретика) уважаемой.

7. В рамках современного этапа социология развивается с одной стороны как абстрактная наука, , где акцент делается на развитие категорий, понятий, теорий, с другой стороны, она тесно сближается с практикой, обслуживая и удовлетворяя потребности человеческого общежития.

8. В ХХ веке происходит окончательная институционализация социологии, превращение её в социальный институт сформировавшейся науки. Соответственно развивается социологическое образование как профессиональное, так и непрофессиональное.

Периодизация современной социологии.

период содержание Персоналии
1920-1930 Институционализация и развитие эмпирической социологии в США Чикагская социологическая школа Возникновение отраслевых социологий: города, индустриальной, труда, менеджмента, бюджета времени знания политической США (Томас,Знанецкий) США (Парк, Бёрджесс, Вирт) США (Парк, Бёрджесс, Вирт) Мэйо, Рётлисбергер Диксон СССР (Гастев) США (Дракер, Баркин) СССР (Струмилин) Германия (Шелер,Мангейм) Италия (Моска, Михельс)
Возникновение парадигм: Символический интеракционизм, феноменологическая социология Социологическая школа Дюркейма   Франкфуртская социологическая школа Социальная антропология Развитие теоретической социологии: теории социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамики Теории социальной системы, социального действия США (Дж.Мид) Германия (Шюц) Франция (Мосс, Хальбвак, Леви-Брюль, Юбер). Германия (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе) Великобритания (Редклифф-Браун, Малиновский) США (Сорокин) США (Парсонс)
1940-1960 Дальнейшая активизация эмпирических исследований. Развитие отраслевых социологий Появление теорий среднего уровня Развитие социологических школ: Чикагская школа Колумбийская школа Гарвардская школа Франфурктская школа и её кризис Возникновение и развитие социологических парадигм: Структурный функционализм Этнометодология Социология конфликта Парадигма обмена Символический интеракционизм Феноменологическая социология Возрождение отечественной социологии   США (Мертон) США (Огборн, Стауффер, Шилз, Хьюз) США (Лазарсфельд, Мертон, Мак- Айвер, Морено) США (Сорокин, Парсонс) Германия (Хоркхаймер, Адорно,Маркузе, Фромм, Хабермас). США (Парсонс, Мертон) Гарфинкель Козер/ Германия, Англия (Даредорф) (Хоманс, Блау, Эмерсон) Блумер США (Шюц, Бергер), Германия (Лукман) Ядов, Здравомыслов, Грушин, Харчев, Осипов, Кон, Заславская, Коган и т.д.
1970-первая половина 1980-х Теория коммуникативного действия Теория постиндустриального общества Теория модернизации Теории структурализма и постмодернизма Теория неофункционализма Структурный функционализм Развитие отечественной социологии Германия (Хабермас) США (Белл), Франция (Турэн) Израиль (Айзенштадт), США (Леви, Мур) Франция (Леви- Стросс, Деррида, Фуко, Лакан) США (Александер, Коломи) Германия (Луман) Ядов, Заславская, Шубкин, Шляцентох, Грушин, К;оган и т.д.)
Вторая половина 80-х – 90-е гг Теория структурации Теория интеграции Теория постмодернизма Теория социального пространства Теория социальных изменений Теория неофункционализма Развитие отечественной социологии Англия (Гидденс, Арчер) США (Ритцер) Англия (Бауман) Франция (Бурдье) Польша (Штомпка) США (Александер, Коломи), Германия (Луман) Те же и Шкрартан, Лапин.

2. Предметное поле современной социологии, её структура.

В настоящее время предметным полем социологии по прежнему остаётся проблема взаимоотношений между обществом и существующим в нём индивидов, соотношение субъективного и объективного в социальной реальности. Т.о. социолога по-прежнему интересует и общество и личность, однако помимо этих субъектов существуют и другие – социальные общности, социальные группы, социальные институты и организации, которые выступают посредниками в процессе их взаимодействия.

Кроме общества, индивидов и иных перечисленных субъектов существуют ещё целый ряд аспектов также интересовавших социологов на протяжении всего прошлого столетия. Это нормы и ценности, лежащие в основе действий и взаимодействий социальных субъектов, потребности, интересы, ориентации, установки, мотивы и стимулы их деятельности и поведения.

Кроме того, социологию интересуют ещё и особенности социальных процессов, социальных систем и структур, тенденции их изменения и функционирования.

Особенностью современного определения предмета социологии является то, что здесь характерны многие подходы к трактовке предмета социологии. При этом выделяют две парадигмы: макросоциологическую и микросоциологическую. В первом случае (структурно-функциональное понимание системы) общество (объект) понимается с точки зрения выполнения им определённого набора функций, предмет социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые бы обеспечивали устойчивость социальной системы.

Что касается микросоциологической парадигмы, то в её границах предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локальных проблем и процессов. В этом случае общество исчезает, распадаясь на множество различных социальных фактов и явлений, в этом случае общество не рассматривается как целостная система. Таким образом, существуют две трактовки предмета социологии, выступающими как макротеория (теория структуры) и микротеория (теория действия). Интересно, что с начала ХХ века развёртывание парадигм шло сначала параллельно, а затем в направлении попыток их объединения. Таким образом, появляется третье направление – интегративное, наиболее характерное для последних десятилетий (со второй половины 80-х).

1. По мнению Зборовского Г. Е (первый подход) предметное поле социологии должно быть достаточно широким и включать в себя «ядро» – сущность предмета социологии и «перифирию» – совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Предметное поле социологии представляет собой постепенный переход от макросферы к микросфере, т. е от периферии к ядру, главное здесь – принцип их согласования, т. к обе сферы – это своеобразный срез общества.

2.Второй подход к определению предмета социологии состоит в характеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии (системное видение общества в динамике). Это связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции узлов, скрепляющих связи, структуры, взаимоотношения и т.д.

3. Третий подход заключается в фиксации направленности социологического анализа: начинать с общества и восходить к индивиду, хотя другие авторы считают, что направленность должна быть иной – от индивида к обществу (так называемая проблема встречного потока)

Социум, социальные общности
С. дейст процессы,взаимодействия
Социальные институты и организации
Социальная структура
Общество как социальная система
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ







Сейчас читают про: