Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными. Конт рассматривал общ-во как эволюционную систему, сравнивал общ-во с организмом. Считал, что общ-во как живой организм изучается соц. статикой, а развитие общ-ва изучается как живой организм соц.динамикой.
2.ЗАКОН "ТРЁХ СТАДИЙ" О.КОНТА.
Краеугольный камень контовского подхода – “Закон трех стадий”, через которые в своем развитии прошло общество или современная цивилизация. Он считал, что существует три интеллектуальные стадии (или ступени), через которые на всем протяжении истории проходят мир, группы, общества, наука, индивиды и даже умы:
- Теологическая (до 1300 г. н.э.) – это система идей, в которой на первое место выходит вера в то, что сверхъестественные силы и религиозные фигуры, созданные по образу человека – источник всего сущего. То есть социальный и физический миры – это творение Бога. Расценивалось как состояние младенческого ума, поиск конечных причин. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая стадия развития общества.
|
|
- Метафизическая (с 1300 по 1800 г. н.э.) – это система идей, в которой абстрактные силы и “природа” могут объяснить практически все сущее (т.е. существующее в Мире).
- Позитивная стадия (1800 г. н.э.). Эта стадия характеризуется верой в науку. Люди при этой стадии склоняются к тому, чтобы оставить в покое поиск конечых причин развития общества в Боге или природе и вместо этого сосредоточить свое внимание на наблюдении социальных и физических миров в поисках тех законов, которые ими управляют. Этой стадии присуща рациональность при понимании всех законов природы и развития общества. А рациональность - значит научная обоснованность фактов и их проверяемость на достоверность в реальной жизни. То есть, в качестве примера можно привести законы физики, которые являются не абстрактными посылками, а, которые поддаются проверке при помощи эксперимента. То же самое происходит при изучении законов развития общества.
|
|