Веберовская концепция идеальных типов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ НОМИНАЛИЗМ М.ВЕБЕРА.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОУБИЙСТВ С ПОЗИЦИЙ СОЦИОЛОГИЗМА (Э.ДЮРКГЕЙМ).

Типы: 1)аномическое (Свойственно для развитых обществ с ограниченной солидарностью. Аномия – это состояние ценнотно-нормативного вакуума, когда старые нормы отмирают, а новые еще не сформировались. Состояние аномии- панический ужас. Носит массовый характер. Аномия делает человека не способного адаптироваться. Самоубийство делает связь между прогрессом просвещения и ростом чисел самоубийств, что одно не может развиваться без другого. Причины: состояние морального распада, дезорганизация, ослабление социальных связей, разрушение коллективного сознания и религиозности.). 2) Альтруистическое (Свойственно для низших органических слоев. Приобретают массовое явление. Обусловлены религиозно. Язычество, буддизм и альтруизм питают неуемлемую жажду самоубийства. Человек делает так, как обычай.). 3) Эгоистическое (Свойственно для развитого общества. Люди, которые не соотносят свои желания с другими. Желания не удовлетворяются и человек теряется.) 4) Фаталистические (Существуют в военном обществе. Имеют индивидуальный характер).

Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм- теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действия, в конечном счете, определяют суть об-ва. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарные частицы поведения индивида в об-ве- социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Классическое выражение социологический номинализм получил у Вебера, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфических действий отдельных людей, т к только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Таким понятиями. Как «общество». «феодализм» и т д, социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свети их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действия отельных инивидов.

Метод «идеального типа». Эталон, чисто логическая модель объекта. Идеальный тип-это теоретическая конструкция, представляющая собой определенный аспект социальной реальности в его индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости, и рациональной правильности. Путем сравнения идеального типа с путем процесса, можно не только проследить отклонение, но и выяснить причины отклонений. Идеальный тип строится, когда выбираются существенные аспекты. Этапы построения идеального типа:

1. Выбранному аспекту сообщается величайшая степень выраженности, без относительно к прочим характеристикам

1) Конструируется ожидаемое поведение индивида, если бы оно было идеальным(идеальное поведение-рациональное поведение, оно предсказуемо, нет примеси аффектов, эмоций, поведение, которое можно ррасчитать)

2) Выясняется, какие факторы помешали чистому протеканию действия. Для выяснения проводится эмпирическое сравнение с идеальным типом и определяется роль мешающих факторов в действительном поведении

«Чем идеальный тип дальше от реальности, тем лучше он выполняет свою фун-ю.Идеальный типп не только не отражает реальности, но он радикально ей противостоит»

«Чем резче и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем они более чужды миру, тем лучше выполняют свое назначение

При идеальном протекании процессов, коэффициент психологического преломления сведен к минимуму.

Идеальные типы делятся на 2 вида:

1) Генетический или исторический идеальный тип(максимально приближенные к эмпирической реальности)- применяется локально во времени и пространстве, служит средством выявления связи, которая наблюдается лишь в некоторых об-вах

2) Чистые или социологические идеальные типы-идеально типическая конструкция, не зависимая от локальных условий места и времени и применимая к любому об-ву. Это средство выявления связи, существующей всегда.

Чистые идеальные типы отличаются от генетических по степени общности.

Чистые идеальные типы -власть, религия, семья, экономика, культура и т д

Исторический идеальный тип-республика, монархия. Патриархат, буддизм и т д

Идеальный тип-это не цель познания,а средство познания. Некий промежуточный этап

Задача социологии-установления общих правил событий, безотносительно к пространственно-временному контексту. (эту роль выполняет чистый идеальный тип)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: